ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
А. Некрасов и Н. Толмачев
Флот юных техников


Почему корабли держатся на воде, а не тонут? Какими качествами должно обладать хорошо построенное судно? Как самому построить модели разных кораблей — яхты, глиссера, парохода, линкора, — на эти вопросы отвечает книжка Некрасова и Толмачева. Авторы рассказывают молодым читателям о законах плавания судов, дают практические указания к постройке судовых моделей. Книжка рассчитана главным образом на юного техника, интересующегося судостроительным делом, но у каждого молодого читателя она может возбудить интерес к этой важной отрасли транспорта. Написана книжка вполне популярно и занимательно. Обилие чертежей и иллюстраций облегчит практическое использование приводимых в книжке указаний.

В тексте книги сохранена орфография оригинала
и исправлены замеченные опечатки

 

СОДЕРЖАНИЕ

КОРАБЛИ И МОДЕЛИ [ 3 ]
КАК И ПОЧЕМУ ПЛАВАЮТ КОРАБЛИ [ 9 ]
       Пловучвсть [ 9 ]
       Остойчивость [ 14 ]
       Качка [ 17 ]
       Ходкость корабля [ 19 ]
       Поворотливость [ 22 ]
       Почему корабли строятся по-разному [ 23 ]
ОТДЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ СУДНА [ 28 ]
       Корпус, палуба и фальшборт [ 31 ]
       Различные приспособления и устройства [ 39 ]
       Судовые двигатели [ 72 ]
       Окраска модели [ 80 ]
МОДЕЛИ СУДОВ [ 82 ]
       Портовый катер [ 82 ]
       Буксир [ 84 ]
       Пароход-лесовоз [ 91 ]
       Речной пассажирский теплоход [ 94 ]
       Линейный корабль [ 98 ]
       Миноносец [ 103 ]
       Яхта [ 108 ]
       Глиссер [ 117 ]



ИЛЛЮСТРАЦИИ:
Рис.1. Чем глубже мы будем опускать банку с дырочкой, тем сильнее будет бить струйка.
Рис. 2. Грузовая марка
Рис. 3. Крен судна.
Рис. 4. Боковые кили.
Рис. 5. Набор судна.
Рис. 6. Теоретический чертеж.
Рис. 7. Как вырезать лекала шпангоутов.
Рис. 8. Деревянная болванка, из которой надо сделать корпус судна.
Рис. 9. Болванка, обрезанная по линии палубы.
Рис. 10. Проверка внутренней обработки болванки при помощи лекала.
Рис. 11. Проверка наружной обработки болванки наружными лекалами.
Рис. 12. Бимсы, на которые будет накладываться палуба.
Рис. 13. Палуба, заложенная на бимсы.
Рис. 14. Как снимать кромку с внутренней стороны бортов и как накладывать палубу.
Рис. 15. Примерный чертеж палубы.
Рис. 16. Носовой и кормовой фальшборта.
Рис. 17. Как срезать часть дерева с наружной стороны бортов, чтобы подготовить место для приклейки фальшбортов.
Рис. 18. Когда веревка натянется, она повалит елочку, и елочка сучками закопается в грунт.
Рис. 19. Якорь Мартина, лапы которого могут качаться на веретене.
Рис. 20. Адмиралтейский якорь, который прослужил во флоте несколько сот лет.
Рис. 21. Якорь Холла. Самый распространенный якорь во флотах всех стран.
Рис. 22. Форма для отливки якоря, сделанная из гипса.
Рис. 23. Якорный канат с контрофорсалми.
Рис. 24. Изготовление модели якорного каната.
Рис. 25. Ручной шпиль для подъема якоря, который ставится на парусных судах и баржах.
Рис. 26. Из канатного ящика канат поднимается на палубы, перекидывается через барабан и идет в клюзы.
Рис. 27. Клюз, сквозь который проходит якорный канат.
Рис. 28. Как сделать брашпиль для модели
Рис. 29. Стопор для модели.
Рис. 30. Как сделать кнехты для модели.
Рис. 31. Кранцы.
Рис. 32. Как делать металлический трос для модели.
Рис. 33. Часовые колесики—уже готовые вьюшки для модели.
Рис. 34. Киповые планки и их крепление к палубе.
Рис. 35. Как устанавливаются на бодтеке шлюпки и как они удерживаются на месте киль-локами.
Рис. 36. Кильблоки. Слева—вид сбоку. Справа - вид спереди.
Рис. 37. Шлюпбалка повернута, и шлюпка опускается за борт.
Рис. 38. Крепление шлюпбалки.
Рис. 39. Мачта парусного судна.
Рис. 40. Чертеж стрелы для подъема грузов.
Рис. 41. Как сделать на модели бугельки из проволоки.
Рис. 42 Два способа крепления мачты к палубе модели
Рис. 43 Тальрепы для модели.
Рис. 44 Металлические оправы грузовой стрелы и бугель.
Рис. 45 Лебедка для модели. Внизу — лебедка в готовом виде.
Рис. 46 Дефлекторы для вентиляции воздуха внутри судна.
Рис. 47 Слева руль для морских судов, справа — для речных.
Рис. 48 Проводка штуртросов.
Рис. 49 Как вырезать руль из жестяной пластинки и как его обжать по проволоке.
Рис. 50 Сектор, вырезанный из жести.
Рис. 51 Леера.
Рис. 52 Как делать, трапы.
Рис. 53 Собранная палубная надстройка. Внизу показано как скреплять углы.
Рис. 54 Паровой двигатель без котла.
Рис. 55 Из часового колесика и велосипедной спицы составлена передача к винту.
Рис. 56 Двигатель установлен внутри болванки.
Рис. 57 Гребной вал пропущен через сальник.
Рис. 58 Для окраски модели делается специальный станок.
Рис. 59 Модель, установленная на станке.
Рис. 60 Портовый катер.
Рис. 61 Буксирный пароход.
Рис. 62 Арки (дуги) и кронштейны для поддержки обносов.
Рис. 63 Буксирный гак
Рис. 64 Колесо из жести для модели буксира.
Рис. 65 Как установить колесный двигатель на модели.
Рис. 66 Пароход-лесовоз.
Рис. 67 Речной пассажирский теплоход. Общий вид.
Рис. 68 Речной пассажирский теплоход. Палубы.
Рис. 69 Доски наружной обшивки, прорезанные ножом.
Рис. 70 Линейный корабль.
Рис. 71 Морское орудие.
Рис. 72 Общий вид и разрез мины Уайтхеда.
Рис. 73 Миноносец. Общий вид. План палубы.
Рис. 74 Яхта.
Рис. 75 Мы давим карандашом на угольник, и он скользит в сторону.
Рис. 76 Различные способы постановки парусов при разных направлениях ветра.
Рис. 77 Общий вид глиссера.
Рис. 78 Дощечки, из которых собирается глиссер.
Рис. 79 Глиссер с мотором из механизма ходиков и резиновых нитей.





______________________________________________________________________________________________

  Редактор Л. Костюк.
Технический ред. О. Залышкина.
Обложка худ. Н. Смолянинова.
Изд. № 11. Индекс НПШ-70-1. Тираж 50 000. Сдано в набор 11/III 1936 г.
Подп. в печ. 13/VI 1936 г. Формат бумаги 82х110. Уч.-авт. л. 6,6. Бум. л. 1 15/16.
Печ. знак. в бум. листе 146000. Заказ № 421. Уполномоченный Главлита № В-42434.
Выход в свет июль 1936 г. 3-я тип. ОНТИ имени Бухарина, Ленинград, ул. Моисеенко 10


Scan, Clean, Edit & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2023