ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
А. Некрасов и Н. Толмачев.   Флот юных техников


рабль с большим периодом качаний не только качается более плавно, но и менее восприимчив к качке, т. е. реже встречает на море такое волнение, которое может его раскачать.

Морская волна тоже имеет свой период. Этот период зависит от расстояния между двумя гребнями и от времени, которое нужно волне, чтобы пробежать это расстояние. Это время и называется периодом волны. При этом оказывается, что при самом большом океанском волнении период волны редко бывает больше десяти секунд.

Исследования качания корабля показывают, что если период его свободного качания вдвое больше периода волны, то такие волны почти не могут раскачать корабль, и его качка будет малой.

Современные громадные океанские пассажирские пароходы имеют такие размеры и такое расположение груза, что период их качания достигает почти двадцати секунд. Поэтому на таких пароходах качка почти незаметна. На военных кораблях, даже и на самых больших, добиться такого большого периода качания очень трудно, потому что тогда пришлось бы уменьшить их запас остойчивости, а этот запас нужен военному судну на тот случай, когда он получит повреждение в бою. Размахи качки корабля достигают самой большой силы в тех случаях, когда период качания корабля и период волны равны между собой. У многих небольших судов это бывает довольно часто. Поэтому на таких судах делают приспособления, которые несколько уменьшают действие качки. Обычно такими приспособлениями служат увеличение киля и установка боковых килей, т. е. широких пластинок, идущих по всей длине судна от носа до кормы по бокам киля (рис. 4). Во время качки эти кили загребают воду и тормозят размахи судна.

Есть, впрочем, суда с совршенно гладкой округлой поверхностью днища. Это ледоколы. Остойчивость ледоколов обычно очень велика, значит период качания мал и, сле-



18

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2004-2023
след.