ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
А. Некрасов и Н. Толмачев.   Флот юных техников


Большое судно очень трудно подвести к берегу точно. Поэтому швартовы употребляются не только, чтобы удержать судно на месте, но и для того, чтобы подтянуть его вплотную к пристани. Для этого швартовые концы перебрасываются на пристань, закрепляются там на кнехтах и при помощи лебедок, шпиля или брашпиля подтягиваются так, чтобы судно вплотную встало к пристани.

Таким образом лебедки, брапшиль и шпиль также входят в швартовое устройство и называются швартовыми механизмами.
Чтобы смягчить удары борта судна о стенку пристани, с борта судна перед швартовкой спускаются кранцы, которые во время стоянки будут зажаты между судном и пристанью. Кранцы — это сплетенные из толстых веревок мешки, плотно набитые обрывками старых концов. Иногда, особенно у речных пароходов, кранцами служат бревна (рис. 31).

В тех портах, где скольконибудь заметно действие прилива и отлива, швартовы не выбираются вплотную. Непременно дается небольшая слабина, иначе швартовы не выдержат веса спускающегося или поднимающегося судна и лопнут. По мере изменения уровня воды швартовы приходится или выбирать (набивать) или отпускать (потравливать).

Все швартовые устройства делаются и на моделях. Швартовы на судах, как говорилось, бывают пеньковые и проволочные. Вместо пеньковых канатов для моделей употребляют крученую рыболовную леску, а металлические скручиваются из волосков электрического шнура.

Волосков надо взять четыре, зажать их в тиски или неподвижно к чему-кибудь прикрепить. Затем разделить волоски по два и привязать к концам толстой проволоки или



52

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2004-2023
след.