ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
А. Некрасов и Н. Толмачев.   Флот юных техников


специальные помещения — канатные ящики. Из канатного ящика канат поднимается на палубу, перекидывается через барабан и идет дальше—в специальные отверстия, которые называются клюзами, рис. 26а и б. Клюз должен быть сделан и укреплен очень прочно.

Между клюзом и брашпилем установлено еще одно устройство — якорный стопор. Это очень простое, но очень важное устройство. Сделано оно для того, чтобы якорь не падал или, как говорят, не отдавался сам собой и чтобы можно было застопорить разбег якорной каната, когда




якорь отдают на большой глубине. Если бы стопора не было, канат вследствие своего большого веса разогнался бы так быстро, что улетел бы в клюз весь до конца и мог бы даже оторваться от кольца, которым он прикреплен к килю или другой части набора.

Сделан стопор очень просто. Это две чугунные колодки. Одна из них неподвижно укреплена на палубе, а вторая посажена над ней на прочном шарнире. К этой подвижной колодке приделан длинный рычаг. Если поднять этот рычаг, колодки разжимаются, если опустить, они сжимаются, как челюсти, зажимают канат, который проходит между ними в специальной выемке, и он останавливается.

Брашпилъ, стопор и клюзы нужно сделать и на модели. Сделать на модели брашпиль так, чтобы он работал, очень трудно. Поэтому мы ограничимся тем, что придадим



49

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2004-2023
след.