ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
А. Некрасов и Н. Толмачев.   Флот юных техников


балки (кат-балка и фиш-балка). Кат-балка только поднимает якорь; до уровня палубы, а фиш-балка поворачивает его горизонтально и укладывает на палубе.

Иногда вместо двух балок ставят одну поворотную балку — крамбол, которая так устроена, что может одна и поднимать и укладывать якорь.

Все эти балки на модели можно сделать из изогнутой проволоки. Чтобы они могли свободно поворачиваться, нижние концы проволок вставляются в трубочки, а трубочки неподвижно укрепляются снизу палубы гайками.

Швартовое устройство. Когда судно принимает с пристани груз, пассажиров, или просто становится у пристани на длительную стоянку—на прикол, как говорят моряки, нужно сделать так, чтобы ветер или течение не отнесло


судно от пристани. Для этого судно привязывают к берегу канатами или пришвартовывают.

На пристанях и на палубе судна устраивают целый ряд приспособлений, которые называются швартовым устройством. В основном это устройство состоит из швартовав, вьюшек, кнехтов, кипов и швартовых механизмов.

Швартовы — это канаты, пеньковые или проволочные. Когда судно стоит на приколе, один конец швартовов закрепляется на судне, а другой—на пристани.

Для хранения и уборки швартовов служат вьюшки—барабаны с боковыми дисками, свободно вращающиеся на оси. Для каждого швартова есть своя отдельная вьюшка.

На пристани и на палубе судна швартовы крепятся при помощи чугунных тумб—кнехт (рис. 30).

Для швартовов в фальшборте проделаны дыры—швартовые клюзы или лазы.

Чтобы швартовы не сдвигались в стороны, на палубе поставлены зацепки—киповые планки.



51

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2004-2023
след.