ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
А. Некрасов и Н. Толмачев.   Флот юных техников


левый штуртрос, а правый разматывается. Наматываясь на барабан, штуртрос натягивается, ведет за собой сектор и поворачивает руль.

На больших пароходах повернуть руль очень тяжело. Поэтому вместо ручною штурвала устанавливается специальная рулевая машинка, которая силой пара поворачивает руль. От машины в рубку идут тонкие тросы, соединенные с штурвалом, которые служат для управления рулевой машинкой.

Но так как руль на судне—одно из важнейших устройств, а паровая машинка может в самый нужный момент испортиться и подвести, на судах, снабженных рулевой машинкой, на самой корме устанавливается запасной ручной штурвал. Он сделан так же, как и обыкновенный, но вместо деревянного колеса употребляется железное, а спицы делаются значительно длиннее, так чтобы несколько человек смогли ухватиться за каждую спицу и повернуть руль. Для модели вместо баллера надо (взять толстую проволоку, а для пера руля — жестяную, медную или алюминиевую пластинку. Перо руля из пластинки вырезается двойное и на


одной стороне оставляются кусочки для загиба (рис. 49).

Затем пластинка складывается пополам, баллер вставляется на место, и она обжимается по нему плоскогубцами. Лишние куски, оставленные на одной половине, загибаются на другую, чтобы половинки руля потом не расходились. Верхний конец баллера через дыру в корме пропускается на палубу. Если модель маленькая и руль делается без управления, то конец баллера можно сделать покороче, так, чтобы он до палубы не доходил.

Чтобы руль не качался и не вываливался, нижний конец баллера укрепляется так: к заднему концу киля, снизу, привинчивается узкая металлическая пластинка и на конце ее просверливается дырочка, куда вставляется нижний конец баллера. Между пером руля и пластинкой на баллер надевается шайба.

Для руля с управлением к верхнему концу баллера на палубе приделывается румпель или сектор. Румпель мож-



67

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2004-2023
след.