Поскольку речь идет о ежегодном вывозе нефи в количестве до
15 'млн. т, следует в ближайшем будущем ожидать однозначного решения
этой транспортной проблемы. Нефтепровод или танкер? — решит экономика.
Если выбор падет на чисто морскую перевозку аляскинской нефти,
то, по-видимому, состав ледокольного флота, а также крупных танкеров
усиленного ледового класса США претерпит серьезные изменения.
Основной тип главных машин на построенных в рассматриваемый
период ледоколах — это дизель-электрическая энергетическая установка.
Заметно улучшены бытовые условия для экипажа благодаря более удобному
расположению жилых помещений, применению современных отделочвых
материалов, вентиляционных устройств, кондиционеров. На некоторых
ледоколах предусмотрены дополнительные помещения для научных
лабораторий и соответствующего персонала (ледокол «Фудзи», Япония).
Ниже приводится краткое описание наиболее характерных ледоколов,
построенных и введенных в эксплуатацию за последние годы.
Ледоколы «Данбъёрн» и «Айсбъёрн»
Ледоколы мощностью по 11880 л. с. были построены оденской верфью
«Сгаалскибсваерфт АС» в Дании. «Дансбъёрн» сдан в эксплуатацию датскому
Министерству транспорта в августе, 1965 г. «Айсбъёрн» — в январе
1966 г. Эти ледоколы являются самыми мощными в составе ледокольного
флота Дании. Мощность каждого из них более чем в 2 раза превышает
мощность энергетической установки самого сильного до их постройки
датского ледокола «Сторебъёрн».
Основные характеристики ледоколов:
Длина наибольшая , .. ..н 77,2 м
Ширина наибольшая ... 17,3 м
Осадка ... 6,0 м
Водоизмещение ... 3685 т
Мощность главных двигателей ... 6х1980 л.с.
Скорость хода . . .16,0 узлов
Экипаж ... 34 человека
Корпус судна сварной имеет восемь переборок, обеспечивающих
непотопляемосгь судна при заполнении одного отсека. Жилые и служебные
помещения расположены в надстройке. Весь экипаж судна размещается
в одноместных каютах. В носу и корме оборудованы грузовые твиндеки.
Рулевая и штурманская рубка совмещены, конструкция совмещенной рубки
обеспечивает круговой обзор. В кормовой части размещен донолнительный
пост управления судном.
Ледоколы имеют креновую и дифферентную системы. Пропеллерные
насосы обеспечивают перекачку 135 т балластной воды из цистерн одного
борта в цистерны другого борта за 45 сек. Дифферентная система
обслуживается мощными центробежными насосами, установленными в
машинном отделении. Для буксировки судов на длинном буксире на корме
установлена буксирная лебедка.
Высокие маневренные качества ледоколов обеспечиваются четырехвальной
гребной установкой с двумя носовыми и двумя кормовыми гребными
винтами. На кормовые ринты передается 2/3 вырабатываемой мощности и 1/3 на носовые.
Главная энергетическая установка состоит из шести 12-цилиндровых
нереверсивных дизелей с наддувом мощностью 1980 л. с. каждый, с
электрическими генераторами постоянного тока. Четыре дизель-генератора
расположены в кормовом машинном отделении, два — в носовом. Носовые и
24