Ю. А. Аршеневский. Ледоколы
|
Т а б л и ц а I
Страна |
Мощность ледокольного флота, тыс. л. с. |
Отношение к мировому ледокольному флоту, % |
СССР |
239 |
39,0 |
США |
117 |
20,0 |
Канада |
95 |
16,0 |
Финляндия |
66 |
11,0 |
Швеция |
32 |
5,3 |
Дания |
24 |
4,0 |
Япония |
14 |
2,3 |
Аргентина |
8 |
1,3 |
ФРГ |
7 |
1,1 |
Итого |
602 |
100,0 |
лов в США не оставляет никаких сомнений, слишком лимитированы фонды
по строительству; необходимо проводить обширные изыскания по формам
корпуса, винтов. Необходимо пересмотреть строительство с точки зрения
использования атомной энергии с целью получить лучший ледокол — все
другое будет носить характер компромиссного решения». В этой же статье
он сообщает, что новые проекты ледоколов разрабатываются в Англии,
Финляндии, Норвегии, Швеции и Дании. Мак Дональд считает, что современные
требования содержать водные трассы и гавани свободными от
льда в зимнее время вылились в большие изыскательские работы и
эксперименты по ледоколостроению в этих странах.
В последнее время в США и Канаде уделяют большое внимание
созданию и освоению арктического морского пути, связывающего богатые
нефтью и другими полезными ископаемыми северные районы Аляски с
восточным побережьем США и западноевропейскими странами. Изучается
вариант доставки нефти от мыса Барроу по Северо-Западному проходу
на севере Канады к Нью-Йорку с использованием большегрузных танкеров и ледоколов.
В этой связи представляет интерес эксперимент, осуществленный в
период арктической навигации 1969 г. Американский танкер «Манхэттен»
дедвейтом 115 тыс. т в сопровождении ледоколов «Нордвинд» (США) и
«Джон А. Мак-Дональд» (Канада) выполнил первое пробное плавание
по Северо-Западному проходу.
Экспедиции «Манхэттена» предшествовала крупная переделка танкера.
Носовой части были приданы ледокольные наклоны форштевня. Весь корпус
значительно укреплен, создан усиленный ледовый пояс наружной обшивки
шириной 7 м. Установлены два пятилопастных гребных винта каждый
диаметром 6,9 м. На палубе в корме сделана надстройка для двух
вертолетов. Мощность главных машин доведена до 50 тыс. л. с. Масштабы
эксперимента характеризует сумма в 40 млн. долларов, выделенная на
его осуществление.
Плавание танкера закончилось возвращением в Нью-Йорк с пробоиной
в правом борту, полученной при попытке форсировать сплошной
многолетний лед толщиной до 5 м. Пробоина пришлась в не защищенное
дополнительным стальным поясом место в районе балластного отсека.
Научный руководитель экспедиции высказал мнение, что рейс
«Манхэттена» доказал возможность доставки морским путем нефти с севера
Аляски к всего тому побережью США. Одновременно признается, что для
обесдечения круглогодичного плавания в ранен моря Боффорта суда
должны обладать более мощным ледовым подкреплением, иметь дедвейт
порядка 250 тыс. т и силовую установку мощностью 60—89 тыс. л. с.,
обесчиваюшую также достаточную мощность для заднего хода.
23
|
|
|
© ReSim Laboratory 2006-2023 |
|
|