труб облицованы оловянистой бронзой. Корпуса упорных
подшипников изготовлены из литой стали, упорные сегменты
и вкладыши залиты баббитом. Опорные подшипники также
стальные, литые, с крышками, залитыми белым металлом.
Гребные винты особо прочной конструкции изготовлены
из мартеновской стали с присадкой никеля. Рулевая машина
электрогидравлического типа при работе двух насосных агрегатов
обеспечивает перекладку руля на полном ходу в чистой
воде за 20 сек, при работе одного агрегата — за 30 сек.
Ледокол оснащен современными электрорадионавигационными
приборами, необходимыми средствами связи, сигнализации
и радиотрансляционной установкой. Судовая радиостанция
обеспечивает надежную дальнюю и близкую радиосвязь.
Она оборудована передатчиками, приемниками и автоматическим
датчиком сигналов тревоги и бедствия. Внутрисудовая
связь состоит из командной, навигационной, швартовной и
машинной телефонной связи, командной радиотрансляции.
ЗАРУБЕЖНЫЕ ЛЕДОКОЛЫ
Зарубежные страны, территории которых расположены вблизи полярных
областей земли или, граничат с водными пространствами, замерзающими
в зимний период, имеют в составе своего флота ледоколы различных
типов и мощностей для проводки транспортных судов в ледовых условиях,
для исследовательских целей и перевозки грузов и пассажиров
(ледокольные паромы). В некоторых странах ледоколы несут артиллерийское
вооружение, обслуживаются командами, состоящими из военнослужащих;
и принадлежат подразделениям военно-морского флота. К таким
странам относятся США, где ледоколы находятся в ведении Береговой Обороны.
Ледоколы прибалтийских стран работают в основном в Балтийском
море в период зимней навигации, редко выходя за пределы его акватории.
Канадские ледоколы обслуживают районы, примыкающие к северным
окраинам своей страны, в том числе залив Св. Лаврентия и реку того же
названия, до порта Монреаль. Ледоколы США используются в арктических
районах Аляски и Канады, а также для экспедиционных плаваний в
арктических морях и Антарктиде. Мощность ледокольного флота по странам
1 приведена в табл. 1.
Ледокольный флот Канады, Финляндии, США, Дании и Швеции, вместе
взятых, за период 1952—1967 гг. увеличился почти на 200 тыс. л. с.
Характерно, что Канада и Дания пополняют свой флот ледоколами, мощность
которых в 1,5—2 раза выше мощности построенных ранее. Наиболее
мощным является канадский ледокол с главной энергетической установкой
мощностью 30 тыс. л. с. В США после 1944—1947 гг., когда была построена
серия дизель-электрических ледоколов типа «Ветер» мощностью 12 тыс.
л. с., и постройки в 1955 г. одного судна «Глесье» мощностью 24 тыс. л. с.,
ледокольный флот пополнения не получал.
Консультант по полярным вопросам в Арктическом институте Северной
Америки капитан Эд. А. Мак Дональд, выступивший на страницах
американской печати, откровенно сетует на отставание США в ледоколостроении.
Он пишет: «Несоответствие программ по строительству ледоко-
________________
1 Учтены ледоколы мощностью 6 тыс. л. с. и выше.
22