ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
Ю. А. Аршеневский.   Ледоколы


су напролом. Есть все же некоторые основания считать, что Макаров, говоря так, не имел в виду достигнуть полюса на «Ермаке». Он наметил три основные задачи, решение которых предполагал с помощью ледоколов. Это — научное исследование Ледовитого океана, открытие из Архангельска грузового пароходного сообщения с Обью и Енисеем в летнее время и обеспечение зимней навигации в Финском заливе.
       Макаров считал, что для выполнения первых двух задач необходим ледокол мощностью 20 тыс. л. с. или два по 10 тыс. л. с., работающие одновременно способом тандем (когда второй ледокол упирается в корму первого). Для успешного же обслуживания Балтики, по его мнению, достаточно одного «Ермака». Нет нужды доказывать, насколько реальны были его планы. Это-то и раздражало многих блестящих представителей «света», которые радовались его неудачам и не прощали успехов.
       Известный капитан дальнего плавания А. Бочек, много лет в наше время отдавший освоению арктических морей, высказывает предположение, что если бы Макаров, совершая первые рейсы в Арктике, осенью 1899 г., повернул «Ермак» на восток через Карские ворота к острову Диксон и далее в пролив Вилькицкого, то нельзя исключать возможность удачного прохода ледокола в море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское, вплоть до Берингова пролива. Бесспорно, пройди Макаров на «Ермаке» за одну навигацию весь путь от Баренцева до Берингова моря, по-другому сложилась бы дальнейшая судьба ледокола.
       Еще раз довелось побывать «Ермаку» у ворот Арктики в 1905 г., но здесь его постигла неудача. У входа в пролив Югорский Шар «Ермак» наскочил на подводную скалу, не обозначенную на карте. Получив пробоину, ледокол застрял на камнях, и все попытки стронуться с места работой своих машин успеха не имели. Трое суток длилась напряженная авральная работа всего экипажа. Только после перегрузки 1 тыс. г угля и откачки воды из заполненных отсеков удалось завершить спасательную операцию и вывести ледокол из опасного места. Опять выручила прочность корпуса могучего корабля. Полученные повреждения не дали возможности продолжать плавание, ледокол вернулся на Балтику, где продолжал работать в последующие годы.
       Зимой 1922/23 г. «Ермак» приступил к проводке первых иностранных торговых судов, прибывавших в Петроград. Началась первая послевоенная навигация.
       С каждым годом все больше и больше судов посещало зимой Ленинградский порт. В 1926 г., когда стояли сильные морозы и лед в Финском заливе был толстый и неровный, «Ермак» провел 192 судна и 50 освободил из ледового плена. В 1927 г. было проведено 211 судов.



12

Scan: AAW OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2023
след.