Ю. А. Аршеневский. Ледоколы
|
Комиссия для выявления причин аварии приступила к работе.
Макаров наивно рассчитывал, что это поможет наметить
и осуществить мероприятия по усилению прочности корпуса
ледокола, что будут найдены пути повысить его ледопроходимость.
Но этого не случилось. Комиссия, возглавляемая
злейшим врагом Макарова, контр-адмиралом Бирилевым,
вынесла решение: «Ледокол «Ермак» как судно, назначенное
для борьбы с полярными льдами, не пригоден по общей
слабости корпуса и по полной своей неприспособленности
к этому роду деятельности».
Тем временем Макаров занимался реконструированием
носовой части, следил за ремонтом ледокола.
После некоторой переделки основные характеристики
ледокола определились в следующем виде: длина наибольшая - 97,75 м,
ширина наибольшая — 21,8 м, высота борта — 12,95 м,
осадка — 7,9 м, водоизмещение — 8700 г, мощность главных
машин — 9000 л. с., скорость хода на чистой воде — 12 узлов.
Ледокол имел четыре палубы и десять водонепроницаемых
переборок. Длина шпации — 610 мм, толщина ледового пояса
наружной обшивки — 27 мм. Имелась креново-дифферентная
система, состоявшая из насоса производительностью
600 т/ч, креновых цистерн емкостью 360 т с каждого борта,
носовых дифферентных цистерн емкостью 468 т и кормовых
емкостью 214 т. В качестве главных двигателей использовали
паровые поршневые машины тройного расширения, приводящие
в движение три кормовых гребных винта диаметром
4,27 м. Всю зиму 1899/1900 г. «Ермак» проработал на Балтике
в Финском заливе. Зимой броненосец «Генерал-адмирал
Апраксин» в снежную бурю выскочил на камни у острова
Гогланд. Только благодаря «Ермаку» удалось спасти броненосец,
стоимость которого составляла 4,5 млн. руб.
Макаров не переставал добиваться разрешения на плавание
в Арктике. Он по-прежнему считал, что ледокол способен
на большее, нежели проводить транспортные суда в Финском
заливе. Но все попытки адмирала были безуспешны.
Наконец летом 1901 г. разрешение было получено, и 29
мая «Ермак» вышел из Кронштадта. На этот раз плавание
продолжалось до конца августа. После того как ледокол достиг
берегов Земли Франца-Иосифа, было сделано несколько
рейсов к Новой Земле с целью исследования и определения
границ теплого арктического течения Гольфстрим. Большая
работа проделана по морской описи и фотографированию
северного побережья Новой Земли. Наступившая осень
заставила Макарова повернуть обратно. Недоброжелатели
адмирала снова заговорили о непригодности ледокола и ошибках
его создателя.
В своих лекциях и печатных трудах Макаров упоминал о
покорении Арктики ледоколом, о плавании к Северному полю-
11
|
|
|
© ReSim Laboratory 2006-2023 |
|
|