ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
Ю. А. Аршеневский.   Ледоколы


Комиссия для выявления причин аварии приступила к работе. Макаров наивно рассчитывал, что это поможет наметить и осуществить мероприятия по усилению прочности корпуса ледокола, что будут найдены пути повысить его ледопроходимость. Но этого не случилось. Комиссия, возглавляемая злейшим врагом Макарова, контр-адмиралом Бирилевым, вынесла решение: «Ледокол «Ермак» как судно, назначенное для борьбы с полярными льдами, не пригоден по общей слабости корпуса и по полной своей неприспособленности к этому роду деятельности».
       Тем временем Макаров занимался реконструированием носовой части, следил за ремонтом ледокола.
       После некоторой переделки основные характеристики ледокола определились в следующем виде: длина наибольшая - 97,75 м, ширина наибольшая — 21,8 м, высота борта — 12,95 м, осадка — 7,9 м, водоизмещение — 8700 г, мощность главных машин — 9000 л. с., скорость хода на чистой воде — 12 узлов. Ледокол имел четыре палубы и десять водонепроницаемых переборок. Длина шпации — 610 мм, толщина ледового пояса наружной обшивки — 27 мм. Имелась креново-дифферентная система, состоявшая из насоса производительностью 600 т/ч, креновых цистерн емкостью 360 т с каждого борта, носовых дифферентных цистерн емкостью 468 т и кормовых емкостью 214 т. В качестве главных двигателей использовали паровые поршневые машины тройного расширения, приводящие в движение три кормовых гребных винта диаметром 4,27 м. Всю зиму 1899/1900 г. «Ермак» проработал на Балтике в Финском заливе. Зимой броненосец «Генерал-адмирал Апраксин» в снежную бурю выскочил на камни у острова Гогланд. Только благодаря «Ермаку» удалось спасти броненосец, стоимость которого составляла 4,5 млн. руб.
       Макаров не переставал добиваться разрешения на плавание в Арктике. Он по-прежнему считал, что ледокол способен на большее, нежели проводить транспортные суда в Финском заливе. Но все попытки адмирала были безуспешны.
       Наконец летом 1901 г. разрешение было получено, и 29 мая «Ермак» вышел из Кронштадта. На этот раз плавание продолжалось до конца августа. После того как ледокол достиг берегов Земли Франца-Иосифа, было сделано несколько рейсов к Новой Земле с целью исследования и определения границ теплого арктического течения Гольфстрим. Большая работа проделана по морской описи и фотографированию северного побережья Новой Земли. Наступившая осень заставила Макарова повернуть обратно. Недоброжелатели адмирала снова заговорили о непригодности ледокола и ошибках его создателя.
       В своих лекциях и печатных трудах Макаров упоминал о покорении Арктики ледоколом, о плавании к Северному полю-



11

Scan: AAW OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2023
след.