Ю. А. Аршеневский. Ледоколы
|
на докладной записке Макарова, в которой содержалось
предложение о завоевании Арктики при помощи ледоколов.
Вот эта, с позволения сказать, резолюция: «Может быть, идея
адмирала и осуществима, но так как она, по моему мнению,
никоим образом не может служить на пользу флоту, то морское
министерство никоим образом не может оказать содействие
адмиралу ни денежными средствами, ни тем более
готовыми судами, которыми русский военный флот не так
богат, чтобы жертвовать их для ученых и к тому же
проблематических задач. На этих основаниях и я лично совершенно
отклоняюсь от принятия предприятия этого под свое покровительство».
Однако нашлись люди, поддержавшие Макарова. Сильного
союзника он приобрел в лице знаменитого русского ученого
Д. И. Менделеева. Из «власть имущих» в проекте адмирала
усмотрел будущие выгоды для промышленности и торговли
министр финансов Витте.
История изучения и освоения Арктики подтвердила
правильность идеи Макарова. Долгие годы «Ермак» был
флагманом наших ледоколов, работал в Балтийском море, на
севере, осуществлял проводку судов Северным морским путем.
В 1964 г. после последнего рейса ветеран передал эстафету,
молодому советскому ледокольному флоту.
С первых дней появления на Балтике ледокол вступает в
работу и сразу доказывает свою практическую ценность.
Через пять дней после прибытия в Кронштадт «Ермак» вышел
в Ревель и за несколько суток освободил из ледового плена
29 транспортных судов, проведя их в Ревельский порт и обратно.
Это была сенсация. Оживилась торговля, о «Ермаке»
восторженно писали газеты.
Торжественная встреча ожидала ледокол 16 апреля
1899 г. в Петербурге. Здесь «Ермак» проработал до конца
апреля, занимаясь проводкой судов в морской порт. На этом
закончились испытания ледокола во льдах Балтики.
Тщательно готовился Макаров к первому походу в
арктические моря. Наконец наступил день, когда корпус ледокола
впервые коснулся полярных льдов. Это произошло 20 июня
на широте 70*30'. Всего один день провел «Ермак» среди
льдов. Сделано было много интересных наблюдений. 26 июня
он возвратился на завод-строитель в Ньюкасле, где ему усилили
некоторые шпангоуты, заменили часть заклепок, сняли
носовой винт, оказавшийся непригодным для работы в арктических условиях.
В июле Ермак отправился во второй рейс. В тяжелый
дрейфующий лед вошел 6 августа. Раздвигая льдины и
разрушая торосы, продвигался все дальше и дальше.
Макаров с присущей ему энергией организовывал
исследования и проводил наблюдения. Измерялись толщина, соле-
9
|
|
|
© ReSim Laboratory 2006-2023 |
|
|