прочности всех элементов этого комплекса, в специальной
конструкции лопастей гребного винта, создающей требуемый
упор, в конфигурации кормовой оконечности и ахтерштевня,
обеспечивающих максимально возможную защиту
винта и пера руля от ледовых повреждений.
Одним из типичных паровых ледоколов можно назвать
«Красин», на котором до настоящего времени работают
паровые машины. Правда, на 43-м году «жизни» этому ледоколу
сменили котлы. Сейчас он плавает на жидком топливе. Первые
дизель-электрические линейные ледоколы были построены
американцами в 1944 г. В наше время самыми мощными
дизель-электрическими ледоколами являются ледоколы типа
«Москва», имеющие мощность главных дизелей 26 тыс. л. с.
Мощность главных турбин атомного ледокола «Ленин» 44 тыс. л. с.
Каждый ледокол имеет свою историю. У одного она
исчисляется десятилетиями и насыщена большими событиями.
У другого она сравнительно невелика, но это тяжелый и славный
путь труженика ледовых дорог. У третьего история только
начинается, и в его биографию вписаны лишь первые страницы.
Ледокол «Ермак»
Нет в мире ледокола, чье долголетие могло бы соперничать
с «Ермаком». И измеряется оно не только количеством
«прожитых» лет. Характерная особенность долголетия
«Ермака» — это применимость основных технических решений,
заложенных в его конструкцию, для многих ледоколов,
создававшихся в первой половине XX в.
До «Ермака» не существовало линейных ледоколов. До
«Ермака» вообще не было подобных ледоколов. Все, что
применено на «Ермаке», было сделано впервые для ледокола
такой мощности. Достойна восхищения инженерная смелость
его строителей, настойчивость и неутомимость адмирала
С. О. Макарова, которому в первую очередь мы обязаны
появлением «Ермака».
Много косности, бюрократического чиновничьего сопротивления,
наконец прямого противодействия и недоброжелательства
пришлось встретить Макарову на пути осуществления
своей идеи. «Говорят, что непоборимы торосы Ледовитого
океана. Это ошибка: торосы поборимы, непоборимо лишь
людское суеверие». Эти слова Макарова, с горечью сказанные
им уже после постройки ледокола, очень метко и образно
характеризуют отношение высших сфер того времени к его
предложениям.
Подтверждением этому может быть также резолюция
управляющего Морским министерством вице-адмирала Тыртова
8