Ю. А. Аршеневский. Ледоколы
|
А. Н. Стефанович1, например, давая определение линейному
ледоколу, считает, что он должен называться «арктическим»
линейным ледоколом, подчеркивая этим, по-видимому, не
только, географический признак, на и необходимость у него
соответствующей мощности для преодоления полярных льдов.
Характерными представителями линейных ледоколов
являются: атомоход «Ленин» (44 тыс. л. с.), ледокол типа
«Москва» (26 тыс. л. с.), «Глесье» (США, 24 тыс. л. с.).
Приведенное здесь деление на группы портовых, вспомогательных
и линейных дается условно, хотя в наше время
оно наиболее правильно отражает сложившееся понятие о их
назначении. Уместно вспомнить, что некоторое время тому
назад ледоколы мощностью 10 тыс. л. с. относились к группе
линейных. Со временем происходит своеобразная переоценка
«ценностей», и те ледоколы, мощность которых еще недавно
была почти пределом, под бурным натиском новой техники
переходят сегодня в разряд вспомогательных.
По типу главной энергетической установки ледоколы можно
разделить на паровые, дизельные и атомные. В свою очередь,
паровые могут быть с паровой поршневой машиной и
паротурбинной установкой. Паровые поршневые машины
служили верно и надежно в течение первых десятилетий XX в.
Котельные установки этих ледоколов состояли вначале из
котлов, работающих на угле, которые постепенно заменялись
котлами на жидком топливе, преимущественно на мазуте. На
смену поршневой машине пришли паровые турбины и дизеля,
которые стали применяться на ледоколах в дизель-электрическом варианте.
В настоящее время самым распространенным типом энергетической
установки, применяемой на ледоколах, является
дизель-электрическая, работающая по схеме: дизель-электрический
генератор — гребной электромотор. Энергетическая
установка атомного ледокола имеет несколько иную схему:
атомный реактор — парогенератор — паровая турбина — электрический
генератор — гребной электромотор. Последнее звено
всякой энергетической установки ледокола приводит в движение
гребной вал с гребным винтом. Вращаясь, гребной
винт создает упорную силу или, как принято говорить, упор,
благодаря которому ледокол приобретает способность двигаться
во льду. От величины создаваемого упора зависит основной
показатель ледокола — его ледопроходимость.
Принципиально конструкция движительного комплекса
ледокола не отличается от такай же конструкции на обычном
транспортном судне. Разница только в значительно большей
————————
1 А. Н. Стефанович. Ледоколы. М., "Морской транспорт», 1958. стр. 61.
7
|
|
|
© ReSim Laboratory 2006-2023 |
|
|