1916 гг. были куплены несколько ледокольных пароходов и
ледоколов, среди которых был ледокол «Эрл Грейн» мощностью
7000 л. с., впоследствии названный «Ф. Литке».
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЛЕДОКОЛЫ
Основным техническим средством, обеспечивающим движение
морских транспортных судов во льдах, служат ледоколы.
По назначению принято разделять их на портовые,
вспомогательные и линейные.
Портовые ледоколы, обладающие мощностью до
5—6 тыс. л. с., предназначены для работы на акваториях
морских портов. Они, как правило, не отличаются большими
размерами, осадка их не превышает 4,5—5 м. В связи с
постоянным пребыванием вблизи береговых баз имеют
ограниченные запасы топлива, смазочных масел, воды и т. п.
Однако в случае необходимости портовые ледоколы могут
совершать дальние рейсы, выходя на морские и океанские просторы.
Такими, в частности, являются ледоколы типа «Василий
Прончищев», работающие во многих портах СССР. Выходя
в море, они получают соответствующие запасы снаряжения и
при необходимости пополняют его в пути следования.
Вспомогательные ледоколы, оправдывая свое название,
оказывают помощь мощным линейным ледоколам при
осуществлении самых различных ледовых операций. Они
или следуют сразу за мощным ледоколом, расчищая своим
корпусом от плавающих льдин пробитый во льду канал, или
самостоятельно ведут за собой караван транспортных судов
во льдах, которые могут преодолеть, до того места, где
обязанности ведущего переходят к линейному ледоколу.
Мощность машинной установки этих ледоколов достигает 12—15 тыс. л. с.
Вспомогательные ледоколы могут работать в портах и в
устьях рек, в морях и каналах. Особенно ценным оказывается
их участие там, где глубины не позволяют использовать мощдые
ледоколы. Таким образом, вспомогательный ледокол является
своего рода универсальным и название «вспомогательного»
несет в большей мере из-за ограниченной мощности
по сравнению с мощностью линейного ледокола.
Линейные ледоколы самые крупные из всего «семейства»,
предназначены для проводки транспортных морских
судов во льдах на значительные расстояния. Учитывая,
что на больших переходах может встретиться различная
ледовая обстановка, в том числе и тяжелая, линейный ледокол
должен обладать большой мощностью, чтобы с гарантией
обеспечивать непрерывное движение транспортных судов.
6