ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
Ю. А. Аршеневский.   Ледоколы


Огромные толпы народа приветствовали ледокол, тысячи людей вышли на лед ему навстречу еще далеко от Кронштадта. Вот он все ближе и ближе. «Ермак» шел, не образовывая вокруг себя трещин, плотно прикасаясь бортами ко льду.
       «В каждом из присутствующих невольно поднималось чувство гордости за нас, русских, что из нашей среды нашлись люди, не, только способные делать теоретические выводы, но на деле доказать и подтвердить идеи, открывающие новые горизонты». «Многие скептически относились к «Ермаку», многие не верили в его силу...» «Ермак» уже не мечта, а совершившийся факт». Так писала морская газета того времени «Котлин» в многочисленных статьях, посвященных встрече «Ермака» в Кронштадте.
       Этот день 16 марта 1899 г. справедливо можно назвать днем рождения линейного ледокольного флота. Технические решения, положенные в основу конструкции «Ермака», десятилетиями служили базой для проектирования подобных ему и более мощных ледоколов.
       Впервые попытка создать судно, могущее плавать в ледовых условиях, была сделана в России. В 1864 г. владельцем небольших пароходов, кронштадтским купцом Бритневым, после ряда проведенных экспериментов было принято решевие несколько изменить конструкцию носовой части одного из судов под названием «Пайлот», работавшего на линии Кронштадт — Ораниенбаум. Изменение состояло в придании носовой части такого наклона, которое давало возможность судну наползать на лед и ломать его своей тяжестью. Как ни мало было это судно, все же оно могло на несколько недель продлить сообщение между Кронштадтом и Ораниенбаумом.
       Впоследствии на основе чертежей «Пайлота» в Германии было построено несколько судов, предназначенных для ломки льда в портах Балтийского моря. В 1890 г. в Швеции для Финляндского управления лоции был построен ледокол «Муртайя» мощностью 1200 л. с. В 1891 г. для порта Николаев приобретен ледокол мощностью 700 л. с., а в 1897 г. во Владивостоке начал работать ледокол «Надежный», имевший главные машины мощностью 3500 л. с.
       Кроме России и Германии, в то время приступают к постройке ледоколов Дания, Швеция, Америка, но все эти ледоколы предназначались для работы на акваториях портов или озер, мощность их была относительно невелика. Первым же крупным ледоколом был «Ермак».
       Вслед за «Ермаком» русский ледокольный флот пополнился ледоколами «Илья Муромец» и «Добрыня Никитич» мощностью по 4400 л. с., «Козьма Минин» и «Князь Пожарский» до 6000 л. с., «Св. Александр Невский» и «Микула Селянинович» по 8000 л. с. и, наконец, ледоколом «Святогор» мощностью 10000 л. с. Кроме того, за границей в течение 1914—



5

Scan: AAW OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2023
след.