чалов морские транспорты, пробивают во льду каналы и выводят
по ним суда на просторы чистой воды.
По мере нарастания льда, увеличения его толщины и
протяженности ледовой зоны, которую должны преодолевать
морские суда, на помощь малым приходят мощные ледоколы.
Их участие в зимних навигациях наших портов служит надежной
гарантией безаварийного движения караванов судов в
ледовых условиях, обеспечивает уверенную работу морского
флота в зимнее время.
До весны, до наступления теплых дней, до того времени,
когда сперва ослабнет, а потом станет исчезать ледяной
покров, трудятся ледоколы в портах и на морях нашей страны.
Весна приносит новые заботы ледокольному флоту особенно
в тех местах, где реки вскрываются бурно, где во время ледохода
грозные заторы угрожают большим паводком жилым
массивам, промышленным предприятиям, всем сооружениям,
расположенным на берегах.
Бдительно несут свою ледовую вахту в это время ледоколы
на Северной Двине в районе Архангельска, на Неве у
Ленинграда. Они готовы в любую минуту ринуться на борьбу
со льдом и ветром, разрушить заторы, спустить лед в море.
Но вот здесь заканчивается зимняя навигация. Один за другим
покидают ледоколы порты Балтики, Дальнего Востока,
Белого моря... Короткая передышка — нужно сделать
неотложный ремонт, проверить надежность механизмов,
пополнить запасы топлива, продовольствия — и снова на работу, на
этот раз далеко на север в ледовые просторы арктических морей.
РОЖДЕНИЕ ЛЕДОКОЛЬНОГО ФЛОТА
Шел последний год девятнадцатого столетия. Кронштадтский
рейд днем 16 марта 1899 г. представлял собой удивительную
картину. Сокрушая лед Финского залива, толщина
которого достигала 70 см, медленно двигалось необычное,
неведомое до того времени судно. Прочный форштевень и
крутые выпуклые борта с характерным хрустом взламывали лед,
подминая его под корпус. Без каких-либо видимых усилий
судно уверенно, не останавливаясь, продвигалось вперед к
назначенному месту своей стоянки, и единственной заботой его
командира была осторожность, чтобы не случилось беды с
людьми, вышедшими для встречи с необычным, не похожим
ни на одно из известных кораблей судном.
Так, совершая первый рейс, подходил к своему родному
порту первый в мире русский линейный ледокол «Ермак»,
построенный по идее и под руководством известного
флотоводца вице-адмирала С. О. Макарова.
4