ПАМЯТИ
СЫНА
ЮРИЯ
ПОСВЯЩАЕТСЯ
В ЛЕДОВЫХ ПРОСТОРАХ
В годы первой мировой войны, иностранной военной
интервенции и гражданской войны торговому флоту нашей
страны был нанесен большой урон. Небогатое наследство
досталось Советскому государству. Всего лишь около 900 судов
грузоподъемностью 500 тыс. т, оставшихся после гибели и
угона за границу, было национализирована. Большинство из
них находилось на приколе, нуждалось в ремонте.
Моряки торгового флота на всех бассейнах приложили
много энергии и умения, чтобы в трудные годы послевоенной
разрухи восстановить работоспособность судов, портов и
судоремонтных заводов. Восстановлению морского транспорта
большое внимание уделяли партия и лично В. И. Ленин.
Шли годы. Рос и развивался флот Страны Советов. К своему
пятидесятилетию, отмеченному в 1968 г., морской торговый
флот СССР пришел с тоннажем свыше 10 млн. т, занимая
шестое место среди флотов крупнейших морских держав
мира. Наиболее быстрыми темпами развивался флот в
последнее десятилетие, в течение которого было построено 80%
судов из общего числа, находящихся в эксплуатации в настоящее
время. Уже в 1965 г. отечественный морской транспорт
обеспечивал независимость нашей внешней торговли от
капиталистического фрахтового рынка. А это значит, что большая
часть внешнеторговых перевозок осуществляется советским
торговым флотом, чего раньше никогда не было.
Развитие внешней торгевли и сопутствующее ей развитие
судоходства потребовали надежного обеспечения плавания
морских торговых судов во все времена года, в том числе и
зимой, когда многие моря и акватории портов Северного
полушария покрываются льдом.
Финский залив Балтийского моря зимой замерзает. Здесь
транспортные морские суда нуждаются в помощи ледоколов
ежегодно в течение 100—140 суток. На Дальнем Востоке
льдом покрываются заливы северной части Японского моря и
Амурский залив, замерзает Охотское море. Белое море с ноября
по май покрыто сплошным льдом.
Как только зима в этих морях вступает в свои права и
коркой молодого льда покрываются морские пространства, в
работу включаются ледоколы. Вначале небольшие, так называемые
портовые, которым под силу ранний тонкий лед, деловито
снуют на акваториях портов, окалывают стоящие у при-
3