11. УЧЕБНЫЙ БАРК «ТОВАРИЩ»
Шел 1926 год. Молодая Страна Советов завершала восстановление народного хозяйства,
разрушенного за долгие годы первой мировой войны, борьбы с белогвардейцами и
иностранными интервентами. Возрождался и водный транспорт. На стапелях
судостроительных заводов Ленинграда и Николаева уже высились корпуса первых
заложенных при Советской власти лесовозов, танкеров, рефрижераторных товаро-пассажирских
судов. Новый флот требовал большого числа опытных судоводителей,
механиков, моряков других специальностей. В Ленинграде, Одессе, Баку и других
городах для их обучения были открыты морские техникумы, а для прохождения
будущими командирами торгового флота морской и штурманской практики был специально
переоборудован большой четырехмачтовый парусный барк «Лауристон», переименованный
в «Товарищ». Построенное в 1892 году в Белфасте, это судно в английском флоте
использовалось в качестве угольщика, а в начале первой мировой войны
было приобретено русским правительством. Его полный регистровый тоннаж составлял
2472 т, длина 86,6 м, ширина 12,8 м, осадка 6,48 м. С помощью парусов общей
площадью 4 тыс. кв. м судно могло при благоприятной погоде развить скорость свыше
14 узлов. В первые годы после гражданской войны барк использовался как грузовое
судно и, следуя на буксире, доставлял различные грузы из Петрограда в Таллин.
Летом 1926 года он в качестве учебного судна ушел в первое дальнее плавание к берегам
Южной Америки: За 15 последующих лет «Товарищ» совершил десятки походов.
На его борту получили отличную морскую закалку сотни студентов морских учебных
заведений, многие из них стали известными капитанами.
Великая Отечественная война застала барк «Товарищ» в Мариуполе, где он, подвергшись
обстрелу вражеской артиллерией, получил тяжелые повреждения и 8 октября
1941 года из-за невозможности вывода из порта был уничтожен при вынужденной эвакуации наших войск.
|