6. ПАССАЖИРСКИЙ ПАРОХОД «НЕВА»
Этот пароход был построен в мае 1830 года на верфи чугунолитейного и металлообрабатывающего
Александровского завода в Петербурге и для своего времени являлся
одним из самых крупных в России торговых судов. Длина «Невы» достигала 34 м,
ширина почти 7 м, осадка 1,8 м. Пароход мог принять на борт 225 т груза, его каютная
система позволяла разместить до 40—50 пассажиров. Корпус судна был построен
из сосновых брусьев и досок, а подводная часть обшита медными листами. Пароход
был оборудован двумя паровыми машинами мощностью 40 л. с. каждая, приводившими
в движение бортовые колеса. В дополнение к силовой установке судно располагало
двумя мачтами, оснащенными парусным вооружением бригантины. Летом
1830 года «Нева» покинула Петербург и направилась вокруг Европы в Черное море.
Такой длительный переход паровое судно в России осуществляло впервые. Он явился
хорошим испытанием как для судостроителей, так и для моряков, начавших осваивать
паровые суда. Сильные осенне-зимние штормы вызывали многочисленные поломки
корпуса парохода, машин и оснастки. Малый коэффициент полезного действия машин
приводил к быстрому расходу угля, за которым необходимо было заходить в промежуточные
порты. Частые остановки на ремонт и бункеровку привели к тому, что
из семи месяцев плавания на ходу судно было только четвертую часть этого срока.
Но, несмотря ни на что, русские моряки с честью выдержали экзамен и после двухсот
дней изнурительного испытания благополучно привели пароход в Одессу. По
прибытии на Черное море «Нева» с 1831 года стала обслуживать первую регулярную
пароходную линию и на протяжении почти 10 лет осуществляла торговую и почтовую
связь между Одессой и Стамбулом.
|