7. ТАНКЕР «ВАНДАЛ»
Конец XIX века ознаменовался бурным развитием науки и техники, ростом промышленного
производства. Не отставало от научно-технического прогресса и мировое
судостроение. В 1892 году немецкий инженер Р. Дизель получил патент, а через год
опубликовал принцип действия изобретенного им двигателя внутреннего сгорания.
Однако этот двигатель был еще далек от совершенства. Взяв за основу принцип действия
двигателя Лизеля, русские инженеры и мастера машиностроительного завода
«Л. Нобель» в Петербурге в 1899 году построили новый двигатель, работавший на
сырой нефти и отличавшийся от своих предшественников высокой экономичностью и
надежностью. Вскоре инженер-кораблестроитель К. П. Боклевский выдвинул идею
установки такого двигателя на судах и предложил использовать его в качестве привода
динамомашины. Действующие же на выработанной им электроэнергии электромоторы
в зависимости, от направления электрического тока должны были вращать
гребные винты в нужном судоводителям направлении. Первое судно с таким двигателем —
речной наливной теплоход «Вандал» — было построено по заказу крупного
нефтепромышленника Л. Нобеля на Сормовском заводе в 1903 году. Предназначенный
для плавания по Мариинской водной системе, Волге и Ладожскому озеру между
Астраханью, Рыбинском и Петербургом, этот теплоход обладал грузоподъемностью
820 т, имел длину 74 м, ширину около 10 м и осадку до 2 м. Три двигателя внутреннего
сгорания суммарной мощностью 360 л. с. позволяли ему развивать скорость
до 7,5 узлов. Вследствие же применения электрической передачи к гребным винтам
«Вандал» стал первым в мире не только теплоходом, но и дизельэлектроходом. Однако
такая установка в эксплуатации оказалась не очень удобной, поэтому ученые занялись
конструированием дизелей с реверсивными муфтами, которые были созданы
уже в 1908 году. «Вандал» же еще несколько лет плавал по Волге, а затем был
превращен в несамоходную наливную баржу.
|