5. ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ПАРОХОД «ЕЛИЗАВЕТА»
В 1765 году талантливый русский механик-самоучка И. II. Ползунов изобрел первую
в мире паровую машину, которая в 1766 году, уже после смерти ее создатели,
была установлена на металлургическом заводе в Барнауле. Через четыре года независимо
от Ползунова построил свою паровую машину англичанин Д. Уатт. Появление
паровых двигателей не прошло в стороне от внимания судостроителей многих стран.
Их длительные упорные поиски в 1807 году увенчались успехом;—американскому
инженеру Р. Фултону удалось построить небольшой речной пароход, получивший
название «Клермонт». А еще через восемь лет первый пароход появился и в России.
Это было небольшое транспортное судно, построенное на машиностроительном заводе
Ч. Берда в Петербурге с паровой машиной мощностью всего 4 л. с. (по другим данным
—16 л. с.). Из дошедших до нашего времени описаний можно предположить, что
пароход как таковой Берд не строил, а установил паровую машину в корпусе речной
деревянной баржи-тихвинки, несколько позднее названной «Елизаветой». Причем на
самом первом рисунке судно было изображено с кирпичной дымовой трубой, замененной
уже в ходе эксплуатации на металлическую. Эта труба высотой 7,4 м служила
и мачтой для паруса, поднимаемого на судне с целью увеличения скорости хода при
попутных ветрах. Длина «Елизаветы» была 18,3 м, ширина 4,5 м. В движение судно
приводилось бортовыми колесами диаметром 2,4 м. В августе 1815 года «Елизавета»
совершала пробные плавания, катая по Неве знатных пассажиров, а в ноябре того
же года открыла регулярные рейсы между Петербургом и Кронштадтом.
|