4. ШХОУТ МАРСЕЛЬНЫЙ
Интенсивное развитие торговли во второй половине XIV века вызвало оживление
судоходства на Волге. К тому времени была установлена торговля со странами Ближнего
Востока, поэтому волжский водный путь привлек внимание не только русских,
но и многих иностранных купцов. Одному из них в 1559 году русским царем было
выдано разрешение на организацию в Нижнем Новгороде строительства речных судов.
В 1634 году посольство Шлезвиг-Гольштейнского герцогства также получило разрешение
от царя Михаила на постройку десяти транспортных судов для плавания в Персию
(Иран) по Волге и Каспийскому морю. Постройка первого такого судна, получившего
наименование «Фридерик», началась в следующем году в Нижнем Новгороде.
Это был плоскодонный трехмачтовый корабль длиной 36 м, шириной 12, осадкой 2 м.
Ломимо парусного вооружения для движения в тихую штилевую погоду на нем имелось
12 пар весел. Однако в первом же рейсе «Фридерик» попал в сильный шторм
и погиб. Примерно в это же время строительство морских судов началось и в Астрахани.
Для защиты торгового мореплавания на Каспии в 1669 году в селе Дединово
на Оке по инициативе боярина А. Л. Ордин-Нащокина был построен первый в России
трехмачтовый военный корабль «Орел». Особенно интенсивно судостроение на Волге
и Каспийском море стало развиваться в эпоху Петра Первого, который в 1717 году
запретил плавание на устаревших к тому времени стругах и бусах и приказал
строить более совершенные корабли новых конструкций — шхоуты, гальоны, гекботы.
Изображенный на открытке марсельный шхоут — типичный представитель каспийских
торговых судов XVII—XVIII веков. Построенные по голландскому образцу, эти корабли
имели две или три мачты и два грузовых трюма. Длина шхоутов достигала
30—45 м, ширина от 7 до 11,5 м, глубина трюмов до 5 м. Они могли принимать до
250—300 т грузов, их экипажи состояли из 12—18 человек.
|