ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
Г. Челак.   Из истории отечественного флота ( откр. 3 )
откр. 3

3. ЛОДЬЯ
Лодья — наиболее распространенное небольшое парусно-гребное судно древних славян, на котором совершались и торговые плавания, и боевые походы. Наиболее удобными для мореходства были лодьи набойные и палубные. Постройка таких судов была очень трудоемкой и требовала большого умения. Для их строительства применялись стволы расколотых или растесанных пополам многолетних дубовых деревьев, в которых выдалбливались или выжигались выемки. Полученную таким образом заготовку вымачивали в воде, а затем распаривали над костром, распирали брусьями и клиньями до необходимых размеров и высушивали. Далее внутри лодьи устанавливали опруги (шпангоуты), к их концам, выступающим над бортами, для увеличения вместимости судна с помощью деревянных колышков пришивали доски. В движение лодьи приводились веслами и поднимаемым на одной мачте парусом. Первоначально они были беспалубными, но уже к середине XII века на них стали строить сначала сплетенные из лыка, а позже из досок навесы, чтобы прикрыть грузы и экипаж судна в непогоду. Такая лодья стала называться палубной. Со временем и ее конструкция претерпела значительные изменения. Так, упоминаемые в летописях лодьи князя Изяслава Мстиславовича помимо палубы в носу и в корме имели для управления два рулевых весла. Лодьи же еще более поздней постройки (одна из них изображена на открытке) достигали в длину 25 м, в ширину — около 7,5 м и имели грузоподъемность до 200 т. Они были снабжены уже двумя-тремя мачтами для подъема парусов общей площадью до 500 кв. м.

пред.
ReSim Laboratory   2006-2013
след.
Hosted by uCoz