3. ЛОДЬЯ
Лодья — наиболее распространенное небольшое парусно-гребное судно древних славян,
на котором совершались и торговые плавания, и боевые походы. Наиболее
удобными для мореходства были лодьи набойные и палубные. Постройка таких судов
была очень трудоемкой и требовала большого умения. Для их строительства применялись
стволы расколотых или растесанных пополам многолетних дубовых деревьев,
в которых выдалбливались или выжигались выемки. Полученную таким образом заготовку
вымачивали в воде, а затем распаривали над костром, распирали брусьями
и клиньями до необходимых размеров и высушивали. Далее внутри лодьи устанавливали
опруги (шпангоуты), к их концам, выступающим над бортами, для увеличения
вместимости судна с помощью деревянных колышков пришивали доски. В движение
лодьи приводились веслами и поднимаемым на одной мачте парусом. Первоначально
они были беспалубными, но уже к середине XII века на них стали строить сначала
сплетенные из лыка, а позже из досок навесы, чтобы прикрыть грузы и экипаж судна
в непогоду. Такая лодья стала называться палубной. Со временем и ее конструкция
претерпела значительные изменения. Так, упоминаемые в летописях лодьи князя Изяслава
Мстиславовича помимо палубы в носу и в корме имели для управления два
рулевых весла. Лодьи же еще более поздней постройки (одна из них изображена на
открытке) достигали в длину 25 м, в ширину — около 7,5 м и имели грузоподъемность
до 200 т. Они были снабжены уже двумя-тремя мачтами для подъема парусов общей площадью до 500 кв. м.
|