2. СТРУГ
По мере расселения славянских племен на Восточно-Европейской равнине с ее
огромной сетью водных путей все больше возникала потребность в развитии торгового
судоходства. Этому также способствовали установившиеся со временем торговые
отношения как с западом — через систему Балтийского моря, так и с востоком — по Волге,
Дону и другим рекам. Развитие торговых, а затем и государственных отношений
вызвало стремление к введению некоторых удобств в пассажирском
передвижении, особенно для лиц именитого звания — бояр, князей, высшего
духовенства и их семей. Для всех этих целей требовался новый, специальный тип
судов, обладавших большой грузоподъемностью, удобствами для размещения пассажиров,
а также способных передвигаться по мелководным рекам и преодолевать
перекаты. Появившиеся в Древней Руси такие суда со временем получили единое
общее название «струг». Точно определить происхождение этого термина историкам
не удалось. В фундаментальной работе «Волга и волжское судоходство» известный
русский исследователь И. А. Шубин так определяет это понятие: «Сделанные из
гладких выструганных досок, плоскодонные и первое время небольшие грузовые
суда, свободно скользившие по волнам — стругам, плававшие по мелким речкам —
стругам и легко проходившие отмели — заструги, естественно, этими именно чертами
и обращали на себя наибольшее внимание, отличались от других судов своего времени
и получили название стругов». История стругов прослеживается на протяжении
многих веков, что дает право говорить об их высоких мореходных и эксплуатационных
качествах. В 1722 году на таком струге Петр Первый совершил
путешествие из Москвы в Нижний Новгород, а оттуда — в Астрахань. Размеры этих
парусно-гребных, преимущественно речных судов были различны и колебались от
20 до 45 м в длину и от 4,5 до 9 м в ширину. Грузоподъемность некоторых из них достигала даже тысячи т.
|