1. КОРАБЛЬ НОВГОРОДЦЕВ
В жизни и деятельности жителей древнего Новгорода морская торговля занимала
значительное место. Плавая по Балтийскому морю, новгородские купеческие суда
достигали берегов Дании, Швеции и германских государств, с которыми к началу
XII века были установлены прочные торговые связи. В то же время в поисках морского
пушного зверя и рыбы они вышли и на побережье Белого моря, откуда стали
совершать походы в Северный Ледовитый океан. Для морской торговли и дальних
плаваний им были необходимы крепкие с хорошими мореходными качествами корабли.
В своих походах новгородцы использовали различные типы судов, называемых насадами,
шнеками, ушкуями, бусами, в основу конструкций которых в большинстве
принималась морская лодья. Как правило, новгородские корабли имели длину 20—
25 м, ширину 4,5—5,5 м, осадку до 2 м и могли принимать на палубу несколько десятков
т грузов. В движение они приводились одним прямым парусом площадью до
70—80 кв. м, поднимаемым на мачте. Для плавания же в штилевую погоду и обеспечения
маневренности на этих судах устанавливалось несколько пар весел. Ввиду
того что купеческие суда часто подвергались нападениям морских пиратов и каперов,
они вооружались небольшими пушками, а их экипажи имели при себе оружие.
С помощью переборок такие суда разделялись на три отсека: в среднем (самом большом)
был размещен груз, в носовом оборудовалось помещение для команды, а в кормовом
находилась каюта кормщика.
|