тельства торгового флота, одновременно приняли решение и
о подготовке морских кадров. В СССР организованы морские
учебные заведения разных профилей, и сегодня судоводителей,
механиков, радиоинженеров и других специалистов
для советского торгового флота готовят 4 высших и
15 средних мореходных училищ и техникумов.
Специалистов высшей квалификации выпускает Ленинградское
высшее инженерное морское училище имени адмирала С. О. Макарова,
созданное в 1944 г. Из его стен вышли
сотни инженеров-судоводителей, механиков, электромехаников,
гидрографов и радиоинженеров, прославивших советский
торговый флот. Училище готовит специалистов и без отрыва
от работы, имея заочный факультет в Ленинграде и его
отделения в Архангельске и Мурманске.
Отличной учебной базой и высококвалифицированным
профессорско-преподавательским составом располагает
Одесское высшее инженерное морское училище и
Дальневосточное высшее инженерное морское училище имени адмирала
Г. И. Невельского. Инженерные кадры для морских береговых
организаций готовит Одесский институт инженеров морского
флота. В четырех высших учебных заведениях морского
транспорта более 5 тыс. курсантов и студентов учатся на
очных отделениях и более 4 тыс. на заочных и вечерних отделениях.
Курсанты высших мореходных училищ за время обучения
много месяцев проводят в море на практике. Первое
морское крещение курсанты получают на парусниках. Здесь
закладываются основы морского характера: выносливость
хладнокровие в самых сложных ситуациях, сметливость,
чувство локтя в отношениях с друзьями, отличная морская
выучка. На Балтике для таких плаваний используют парусные
суда "Сириус", "Радар", "Вега", на Черном море "Товарищ".
Училища располагают и современными учебно-производственными
судами: "Зенит" (ЛВИМУ), "Горизонт" (ОВИМУ), "Меридиан" (ДВИМУ).
Высшие и средние мореходные училища получают новые учебные суда,
построенные в Польше. Эти теплоходы, названные именами
заслуженных профессоров, преподававших в морских училищах,
"Профессор Щеголев", "Профессор Ющенко", "Профессор Кудревич",
"Профессор Аничков" имеют отлично оборудованные лаборатории,
кабинеты, аудитории. Имеют они и трюмы, где будут перевозиться
грузы. Курсанты, которые поведут суда, смогут овладевать не
только чисто судовыми специальностями, но получить навыки по
приемке, перевозке и сдаче груза.
Часто можно услышать вопрос: где же учиться на капитана?
Ответ может быть только один - в море. После окон-
33