Моряки охотно участвуют в судовой самодеятельности.
Почти на каждом судне есть свои музыканты, певцы,
оркестры и хоры. Есть и судовые футбольные, хоккейные,
шахматные и легкоатлетические команды. Концерты
художественной самодеятельности моряков торгового флота с
большим успехом проходят в портовых городах Кубы и Вьетнама,
Канады и Польши, Болгарии и Югославии, стран Африки и
Азии, Австралии и -Ближнего Востока. Успешно выступают
за рубежом и моряки-спортсмены.
Знакомясь с условиями работы советских моряков, многие
хотят знать, сколько людей насчитывают экипажи судов.
Этот вопрос не прост. Над его решением в Советском Союзе
в течение нескольких лет работало три научно-исследовательских
института. На основе научных данных была установлена
не вредная для здоровья моряков физическая и умственная
загрузка в течение рабочего дня и определен состав
экипажей по группам судов в зависимости от их размеров.
К примеру, на танкерах, брутто-регистровый тоннаж
которых несколько превышает 25 тыс. т, плавают 50 моряков,
из которых 20 относятся к палубной команде, 24 - к машинной
команде и 6 - к обслуживающему персоналу (повара,
дневальные, буфетчики и т. п.). На танкерах с брутто-регистровым
тоннажем 8,2 тыс. т экипаж состоит из 42 человек.
На сухогрузных теплоходах брутто-регистровым тоннажем
9,2 тыс. т в составе экипажа 42 человека, в том числе
19 - палубная команда, 18 - машинная команда и 5 -
обслуживающий персонал. Экипажи углерудовозов брутто-регистровым
тоннажем 7,2 тыс. т состоят из 40 человек.
Советские моряки живут и работают в хороших условиях.
Но это вовсе не значит, что современное судно - плавучий
дом отдыха. Труд моряка тяжел и ответствен. Приходится
неделями переносить штормы, плавать в скованных морозом
льдах и в раскаленных тропиках, глядеть опасности в глаза
и сохранять выдержку и спокойствие. Такое могут переносить
только физически закаленные люди, романтики, влюбленные
в море и в свою профессию.
КУЗНИЦА КАДРОВ
При создании собственного флота страна сталкивается с
двумя основными проблемами: приобретения дорогостоящих
судов и комплектации их экипажей специалистами морского
дела. И если первую проблему можно решить в сравнительно
короткий срок, строя и приобретая суда, то решение
второй проблемы требует упорной работы в течение многих лет
и даже десятилетий. Именно поэтому Коммунистическая партия
и Советское правительство, намечая программу строи-
32