на судах советского торгового флота очень широкое
распространение получила автоматика.
Главной целью автоматизации является повышение
технико-экономических показателей работы механизмов,
устройств и судна в целом с одновременным облегчением
условий труда плавающего состава, сокращением его
численности.
Автоматизация управления силовыми установками судна
требует дополнительных затрат, которые в среднем составляют
около 5% стоимости судна. Однако эти затраты быстро
окупаются, так как дают возможность повысить экономические
показатели работы, обеспечить надежность плавания
судна, избавляют моряков от утомительных процессов
непрерывного регулирования механизмов и устройств.
Автоматика освобождает вахтенного механика от необходимости
постоянно находиться у пульта управления двигателями и
позволяет ему свободно передвигаться по машинному
отделению для контроля за всеми работающими машинами и
механизмами. При более высоком уровне механизации и
автоматизации производственных процессов появляется
возможность безвахтенного обслуживания силовой установки
как на ходу, так и на стоянке судна.
В настоящее время в советском торговом флоте, по существу,
нет ни одного серийного транспортного судна, на
котором не было бы средств автоматизации. На судах
применяют системы автоматического удержания судна на курсе,
регулирования температуры охлаждающей двигатели воды,
подачи топлива и масла, пуска компрессоров, автоматического
регулирования процессов сжигания топлива и питания
главных и вспомогательных паровых котлов, системы
аварийной сигнализации и автоматической защиты главных
двигателей и вспомогательных механизмов и устройств.
Внедрение автоматизации на флоте было начато сравнительно
недавно. Лет десять назад в Каспийском пароходстве появилось
первое комплексно автоматизированное судно танкер
"Инженер А. Пустошкин". На этом танкере был отработан
комплекс средств автоматики, который позволил сократить
численность экипажа с 32 до 23 человек и одновременно
значительно улучшил условия труда моряков. Было
внедрено дистанционное управление силовыми установками с
ходового мостика на судах Дунайского пароходства. На основе
опыта Каспийского и Дунайского пароходства широко
развернулись проектирование и постройка судов с
необходимыми средствами автоматизации.
Первой крупной серией судов с комплексной автоматизацией
явились суда типа "Новгород", построенные по заказу
Советского Союза финской верфью "Вяртсиля". Суда этой
серии начали поступать в Балтийское пароходство в 1967 г.
25