Много нефти переводится по Каспийскому морю. Средне- и
малотоннажные танкеры Каспийского морского пароходства
плавают не только по Каспию, но и выходят, используя
Волго-Донской канал, в Черное море, а оттуда в Средиземное море.
Значительны перевозки нефти в каботажном плавании на
Дальнем Востоке. Их выполняют танкеры среднего тоннажа,
принадлежащие Дальневосточному морскому пароходству.
Они доставляют нефть и нефтепродукты на остров Сахалин,
на Камчатку и Чукотку, в Магадан и другие промышленные
центры этого богатейшего края.
Советский танкерный флот перевозит, кроме нефти и
нефтепродуктов, рыбий, китовый и говяжий жиры, растительные
масла, спирты, патоку. Для перевозки вина пароходства
имеют специальные танкеры-виновозы; для перевозки
сжиженных газов - также специальные танкеры.
Известно, что принятый мировым судоходством способ
перевозки зерна насыпью в танкерах называют "русским
методом". Теперь производится перевозка сахара-сырца с
Кубы в крупнотоннажных танкерах. Так родился еще один
советский метод перевозок, смелый и необычный и тоже дающий
значительные дополнительные доходы при хорошей сохранности груза.
В ближайшие годы торговый флот СССР пополнится наливными
судами крупного тоннажа. В частности, на советских
верфях будет построена серия танкеров дедвейтом по
150 тыс. г. Тоннаж этих судов выбран с учетом условий
прохода через проливы, ведущие из Черного в Средиземное
море. Вот основные размеры таких танкеров: длина - 272 м,
ширина - 45 м, осадка с грузом - 17 м.
Танкер намечено оборудовать винтом регулируемого шага
и подруливающим устройством. Скорость хода танкера -
16,5 узла при мощности паротурбинной установки 30 тыс. л. с.
Танкер будет иметь современные обтекаемые обводы и
надстройку в корме. Гладкая палуба и отсутствие переходного
мостика упростят конструкцию корпуса. Экипаж судна
численностью 34-36 человек расположится в одноместных
каютах. На танкере будут комфортабельные кают-компания,
салон, библиотека, просторный спортивный зал, бассейн для
плавания и спортплощадка.
Новый танкер будет оснащен современными средствами
автоматизации. Комплексная автоматизация энергетической
установки, система автоматизированного дистанционного
управления главным двигателем с ходового мостика,
автоматизированное управление механизмами и системами
повысят экономические показатели танкера и создадут экипажу
хорошие условия труда. Грузовые насосы производительностью
15 тыс. м3/ч, дистанционное управление грузовой систе-
23