нец", построенных в ГДР в 1957-1967 гг., типа "Пионер",
строительство которых начато в 1968 г. и продолжается в
настоящее время. Эти суда дедвейтом 4,2-4,6 тыс. г со
скоростью хода 13- 14 узлов работают на Севере и на Балтике,
на Черном море и на Дальнем Востоке. В Румынии были построены
суда типа "Новый Донбасс" дедвейтом 4,2 тыс. т,
отечественные заводы выпускают серийные теплоходы такого
же дедвейта типа "Кишинев". Из Финляндии в 1957-1960 гг.
были получены теплоходы типа "Фрязино" дедвейтом
3,1 тыс. г. Обслуживание линий малой протяженности,
перевозок между портами с малыми глубинами осуществляется
малотоннажными теплоходами дедвейтом 1,1-1,3 тыс. т
типа "Тисса" и "Тарту", большое количество которых было
построено для советского флота в Венгрии.
В составе советского торгового флота около 300 лесовозов.
Такое большое количество этих судов специального назначения
оправдано, так как Советский Союз экспортирует
ежегодно более 10 млн. т лесных грузов, перевозя более
7 млн. т на судах своего торгового флота. Кроме того, в те
периоды года, когда перевозка леса резко сокращается или
вовсе не производится, лесовозы используют и для доставки
других грузов.
Серия крупных лесовозов дедвейтом 6,0 тыс. т (для лесовозов
это большая грузоподъемность, с учетом особенностей
торговли лесом, который продают сравнительно небольшими
партиями для доставки в отдельные порты назначения) типа
"Павлин Виноградов" с газотурбинными двигателями была
создала на отечественных заводах. Советские судостроители
построили также большое количество лесовозов с дизельными
установками в качестве главного двигателя типа "Выборглес"
такого же дедвейта и серии средних и малых лесовозов
дедвейтом соответственно 3,3-4,0 и 1,4-2,4 тыс. г. На
польских верфях в 1960-1968 гг. создана большая серия
лесовозов типа "Волголес" дедвейтом 5,8 тыс. г; в Финляндии в
1962-1965 гг. построены серийные лесовозы типа "Котласлес"
и "Игаркалес" дедвейтом 3,5 тыс. т, а с 1964 г. и по
настоящее время строятся лесовозы типа "Ладогалес" такого
же дедвейта. Серия лесовозов типа "Александр Довженко"
дедвейтом 3,5 тыс. г поступила к нам из Румынии.
Углерудовозный флот имеет в своем составе серийные
теплоходы типа "Углеуральск" (дедвейт 7,2 тыс. т) и "Джанкой"
(дедвейт 9,8 тыс. т), построенные в 1958-1963 гг. в
ГДР. С 1967 г. польские судостроители стали поставлять для
советского флота современные балккерриеры (суда для
навалочных грузов) дедвейтом 23 тыс. г. Эти теплоходы с
семью трюмами с большими люками и машинным отделением
и жилой надстройкой в кормовой части очень удобны для
быстрой погрузки и разгрузки средствами береговой механи-
19