расположены на таких судах впереди надстройки и машинного
отделения, один трюм - сзади. Грузовые стрелы удачной
конструкции могут работать спаренно, позволяют
высокопроизводительно выполнять погрузочно-разгрузочные
работы. Суда перевозят в специально оборудованном трюме
горючие и смазочные материалы в таре, что делает их особо
ценными при рейсах в пункты, куда наливные грузы не могут
быть доставлены танкерами.
Суда, равнозначные по основным характеристикам и
назначению судам типа "Коммунист", строятся для СССР на
верфях Германской Демократической Республики. В отличие
от судов польской постройки немецкие суда типа
"Иркутск" оборудованы не судовыми стрелами, а мощными кранами.
На финских верфях с 1967 г. также создают для СССР
океанские сухогрузные теплоходы, одинаковые по основным
размерам с судами типа "Коммунист". Однако они имеют
весьма существенную особенность - комплексную автоматизацию
машинной установки. Эти суда (типа "Новгород")
получает Балтийское морское пароходство. Система автоматизации,
принятая на них, показала высокую эффективность.
В самых сложных условиях надежно действует дистанционное
управление главным двигателем с ходового мостика, хорошо
работают устройства автоматического контроля и регулирования
работы машинной установки.
Ленинградские судостроители с 1968 г. строят для морского
флота теплоходы нового типа "Пятидесятилетие комсомола".
Суда двухпалубные пятитрюмные, дедвейтом
8,3 тыс. г, длиной 140 м шириной 17,8 м, осадкой 7,8 м.
Главный двигатель постройки Брянского завода мощностью
5200 л. с. позволяет плавать со скоростью 16 узлов. При
сравнительно малой мощности теплоходы плавают с хорошей
скоростью. Такой эффект достигается благодаря бульбообразному
носу, совершенным обводам судна и специальной
насадке для гребного винта. К достоинствам новых судов
относится дистанционное управление главным двигателем,
выведенное на ходовой мостик, что значительно упрощает
выполнение сложных маневров во время движения судов по
каналам и акваториям портов.
Крупнотоннажные океанские теплоходы обслуживают
наиболее важные линии и направления с устойчивыми
большими грузопотоками, такие, например, как Кубинское
направление, линии, связывающие порты Черного моря с
портами ОАР, Италии, Индии, Японии и многие другие.
Для перевозок генеральных грузов на линиях средней и
малой протяженности в составе советского торгового флота
имеются суда дедвейтом 3-4,6 тыс. т. Среди них большое
количество серийных теплоходов типа "Андижан", "Пове-
18