ставить лучшие возможности для размещения кают, бытовых
помещений, увеличить удельную кубатуру их на одного
человека. Суда оборудованы электрическими кранами
грузоподъемностью 3,5 т, обслуживающими всю площадь
грузовых люков. Для перегрузки тяжеловесных грузов на судне
имеется стрела грузоподъемностью 60 г. Люки оборудованы
механическими закрытиями с гидравлическим приводом.
Главный двигатель - дизель мощностью 8750 л. с.
производства Брянского завода обеспечивает судну скорость
около 17 узлов.
Эксплуатационно-экономические показатели судов типа
"Полтава" говорят о том, что благодаря сокращению времени
на грузовые работы их провозная способность увеличивается
на 15-30%, соответственно снижается стоимость
перевозки грузов, повышается производительность труда
экипажа. Эти суда имеют рентабельность примерно на 25%
выше, чем у аналогичных по грузоподъемности судов прежних
конструкций.
С 1967 г. судостроители Херсона приступили к постройке
большой серии судов типа "Славянок". Их дедвейт
12,9 тыс. г, длина корпуса 153 м, ширина 20,6 м, осадка 9 м.
Пять трюмов с люками больших размеров позволяют хорошо
механизировать погрузочно-разгрузочные работы. На судах
устанавливают двигатели мощностью 9 тыс. л. с., поставляемые
Брянским заводом; они обеспечивают скорость хода
до 18 узлов. Одно из судов типа "Славянск" имеет полностью
автоматизированное управление машинной установкой.
К группе крупных сухогрузных судов дальнего океанского
плавания относятся серийные двухпалубные теплоходы,
построенные в Японии - типа "Омск" дедвейтом 14,9 тыс. г,
в Дании - типа "Белорецк" такого же дедвейта, в Югославии -
типа "Пула" дедвейтом 12,2 тыс. г, а также теплоходы
типа "Красноград", построенные в 1961-1968 гг. для
советского торгового флота в Финляндии, Польше (серия
"Муром"), ГДР (серия "Выборг"). Их дедвейт 12,4 -
14,9 тыс. г, скорость около 17-18 узлов. Экипажи размещаются
в каютах со всеми необходимыми удобствами. Суда
оснащены современными радио- и электронавигационными
приборами.
Несколько меньшие по размерам суда этой же группы типа
"Лениногорск" дедвейтом 11,3-тыс. г со скоростью 17 узлов
и близкие по типу "Симферополь" построены в 1958 - 1963 гг. в Польше.
С 1968 г. судостроители Польши перешли к поставке
СССР теплоходов типа "Коммунист" дедвейтом 12,7 тыс. г,
длиной 155 м, шириной 20,6 м, с осадкой 9 м. Скорость хода
до 18 узлов обеспечивается двигателем мощностью
8,6 тыс. л. с. Четыре трюма с больше размерными люками
2554-3
17