боходы и теплоходы дедвейтом от 8 до 16 тыс. т, построенные
в последние десять лет.
Среди них наиболее крупными являются созданные в
1959-1964 гг. в Николаеве и Херсоне турбоходы типа
"Ленинский комсомол".
Это двухпалубные суда дедвейтом 16 тыс. т, имеющие
шесть трюмов. Длина турбоходов 170 м, осадка с полным
грузом 9,7 м. Главный двигатель - турбозубчатый агрегат
мощностью 13000 л. с., работает на паре высокого давления
40,5 ат при температуре 450°, поступающем от двух
водотрубных котлов. Процессы управления машинно-котельной
установкой автоматизированы. Скорость хода судов около
19 узлов. Суда оборудованы новейшими радио- и
электронавигационными приборами и устройствами,
обеспечивающими безопасное плавание в любых условиях
погоды и видимости.
Экипаж размещен в комфортабельных одно- и двухместных
каютах. На судах имеются также хорошо оборудованные
кают-компании с музыкальными и курительными салонами,
столовая команды, красный уголок, лазарет и амбулатория.
Все жилые и общественные помещения оборудованы
системой кондиционирования воздуха.
С 1967 г. начато строительство серии судов с такими же,
как у "Ленинского комсомола", основными размерами, но
имеющими в качестве главного двигателя не паротурбинную
установку, а дизель постройки Брянского завода мощностью
13500 л. с. Головное судно этой серии носит название
"Капитан Кушнаренко".
На Николаевском и Херсонском заводах в 1962-1967гг.
построена серия крупных океанских судов принципиально
новой конструкции типа "Полтава". Проектировщики и
судостроители попытались решить поставленную перед ними
задачу создания судна нового прогрессивного типа,
обеспечивающего значительное увеличение производительности труда
экипажа, повышенную провозоспособность и экономичность.
Суда типа "Полтава" - двухпалубные теплоходы, предназначенные
для перевозки генеральных и массовых грузов,
их дедвейт 12,8 тыс. г, длина 156 м, осадка с полным грузом
9,0 м. Архитектурно-конструктивный тип этого судна обеспечивает
ускорение грузовых операций, дает возможность производить
их без затраты физического труда грузчиков на перемещение
грузов в трюмах, осуществлять погрузочно-разгрузочные работы
без применения внутритрюмной механизации.
Достигается это благодаря почти полному раскрытию палуб
для производства грузовых работ. Машинно-котельное
отделение и все жилые и служебные помещения расположены
в корме судна в одном блоке. Это позволило не только
создать более удобное для грузовых работ судно, но и предо-
16