ский завод и другие начали строить большое количество
технически совершенных торговых судов. Огромный вклад в
создание нового мощного торгового флота СССР внесли
судостроители Польши и ГДР. Много судов для СССР построили
верфи Венгрии, Югославии, Румынии. Кроме того, шли
поставки из ряда капиталистических государств. Особенно
много судов для торгового флота СССР, транспортных и
ледоколов построено в Финляндии. Большие заказы выполнили
верфи Италии, Японии, приобретались суда в Голландии,
Франции, ФРГ, Бельгии.
За последние 12 лет морской торговый флот СССР получил
более тысячи новых транспортных судов суммарным дедвейтом
9,3 млн. г. Высокий качественный состав флота виден
из того, что более 80% составляют суда возрастом менее
10 лет. Половина судов имеет скорость более 16 узлов.
Резко увеличилась их средняя грузоподъемность благодаря
постройке крупнотоннажных сухогрузов и танкеров. В
результате обновления судов, улучшения их технической
эксплуатации и ремонта, эксплуатационный период по флоту
в целом достигает 330 суток в году.
В составе советского морского торгового флота в настоящее
время имеются суда всех необходимых типов и назначений.
В подавляющей части они построены в последние годы и
отвечают всем современным требованиям как с точки зрения
технического совершенства, так и экономической эффективности.
ПАССАЖИРСКИЙ ФЛОТ
Морской пассажирский флот СССР насчитывает в настоящее
время около 80 судов с неограниченным районом плавания
и несколько сот небольших судов прибрежного плавания, в
том числе на подводных крыльях, обслуживающих местные
пассажирские линии.
В числе крупных пассажирских судов 60% имеют возраст
менее 10 лет. Это все серийные суда. Среди них серия
крупных пассажирских теплоходов для внутренних и зарубежных
линий типа "Иван Франко", построенных по заказу Советского
Союза в ГДР. На каждом из этих судов, рассчитанных
на 750 пассажиров, более 300 кают, много комфортабельных
салонов, большой музыкальный зал, кинозал, библиотека,
бары и кафе, плавательные бассейны для взрослых
и для детей. В каютах и общественных помещениях имеются
установки кондиционирования воздуха. Суда оборудованы
пассажирскими лифтами. Длина этих судов 176 м, осадка
8,0 м, грузоподъемность 1500 т, скорость хода 20 узлов.
14