необходимый промышленный потенциал. Только благодаря
созданию в Советском Союзе высокоразвитой индустрии,
росту его экономического могущества и появился в нашей
стране современный мощный торговый флот. А потребность в
таком флоте все увеличивалась. Развитие промышленности
в том числе и в окраинных районах, в таких, как Дальний
Восток и Север страны, превращение СССР в одного из
крупнейших торговых партнеров, готового развивать
взаимовыгодную внешнюю торговлю со всеми странами мира,
открывало неограниченные практические перспективы роста
морских перевозок, особенно заграничных.
Усилиями не только моряков и судостроителей, а всего
советского народа был создан советский торговый флот,
который насчитывает в настоящее время около 1500 транспортных
судов общим дедвейтом почти 12 млн. т. По общему тоннажу
торговых судов Советский Союз занимает в настоящее
время шестое место в мире, а 10 лет назад занимал лишь
двенадцатое. Именно последние 10-12 лет стали периодом
особенно быстрого роста тоннажа советского торгового флота,
завоевания им прочных позиций в торговом судоходстве.
Одновременно развивалось и береговое хозяйство морского
транспорта - порты и судоремонтные заводы, совершенствовалось
мастерство моряков и береговых работников.
Советский Союз по праву называют теперь великой морской
державой. Морской транспорт СССР стал передовой,
хорошо технически оснащенной отраслью народного хозяйства,
значение которой в транспортной системе государства
неуклонно возрастает. Грузооборот морского транспорта в
общем грузообороте СССР составил в 1970 г. около 18%
(в 1959 г. его удельный вес был всего 6,5%). По грузообороту
морской торговый флот занимает второе место после железнодорожного.
Морской транспорт СССР не только удовлетворяет потребности
народного хозяйства и населения в морских перевозках
грузов и пассажиров внутри страны, а также обеспечивает
перевозку советским флотом внешнеторговых грузов, но и
уверенно расширяет свое участие в международных морских перевозках.
Высокие темпы роста тоннажа советского торгового флота
и развития морских перевозок неразрывно связаны с ростом
экономики СССР, ростом потребности в перевозках как
в каботажном, так и в заграничном плавании.
Значение морских перевозок внутри страны в каботажном
плавании особенно велико в жизни Дальнего Востока и
Севера, где морской флот практически единственный вид
транспорта, обеспечивающий перевозку грузов в
многочисленные пункты побережья. Развитие народного
хозяйства и подъем благосостояния населения Приморья, Сахалина.
5