РАЗВИТИЕ
МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК
В жизни людей большое значение имеют средства транспорта.
Их развитие дало возможность человеку со все большей
скоростью перемещаться из одного места в другое, позволило
осуществлять все более широкий обмен товарами,
произведенными зачастую далеко от пунктов их потребления.
Среди других видов транспорта особое место занимает
морской транспорт - один из самых древнейших. Несмотря
на свою многовековую историю, морской транспорт в наш
век бурного развития производства, техники и культуры не
только не утрачивает своего значения, а, наоборот, становится
еще более необходимым, особенно в межконтинентальных
перевозках грузов. Это видно хотя бы из того, что за
последние 20 лет морские перевозки между странами и
континентами увеличились примерно в 4 раза, превысив в 1969 г.
2 млрд. т. Мировой торговый флот, который в 1950 г. состоял
из 30852 судов общей валовой регистровой вместимостью
84,6 млн. г, в 1970 г. насчитывал уже 52444 судна тоннажем
227,5 тыс. т.
Технический уровень современного торгового флота дает
возможность уверенно поддерживать морские связи между
странами. Моря и океаны, служившие когда-то препятствием
для развития общения, стали удобными и выгодными торговыми
путями, связывающими все страны мира, все континенты.
Огромное значение имеет морской транспорт и в жизни
нашего государства. Берега Советского Союза омывают два
океана и 14 морей. Береговая линия СССР имеет протяженность
60 тыс. км, а с учетом береговой линии островов -
более 108 тыс. км. Налицо исключительно благоприятные
физико-географические условия для развития морского
транспорта страны. Однако дореволюционная Россия с ее
отсталой экономикой не могла использовать эти условия, она
располагала лишь мелким морским торговым флотом общим
тоннажем немногим более миллиона тонн. Это приводило к
зависимости внешней торговли страны от мирового фрахтового рынка.
При определении морской политики каждого ведущего
внешнюю торговлю государства может быть два решения:
создавать свой флот или фрахтовать его за рубежом.
Дореволюционная Россия шла по второму пути. И в результате
ежегодно платила стопятидесятимиллионную фрахтовую
дань иностранным судовладельцам. Одних естественных
условий недостаточно, чтобы страна заняла подобающее место
в ряду .морских держав. Важно иметь развитую экономику,
4