от взрыва и пожара в носовой крюйт-камере, хранивший
двенадцатидюймовые (305 мм) заряды.
Работая в северных широтах, ЭПРОН в 1933 году поднял
со дна Кандалакшинской бухты с глубины 25 м
ледокольный пароход «Садко» водоизмещением 2400 Т. После
восстановления «Садко» в 1935 году, достигнув во время
одной экспедиции высоких широт, установил рекорд
дальности проникновения на север свободно-плавающего
судна. Этот рекорд с 1908 года принадлежал американской
экспедиции Пири. В том же 1933 году у берегов Шпицбергена
ЭПРОН в очень трудных северных условиях произвел
замечательные работы по спасению ледокольного
теплохода «Малыгин», севшего на подводные камни и
получившего огромную пробоину. Восстановленный «Малыгин»
участвовал во многих северных океанографических экспедициях.
ЭПРОН поднял со дна и многие суда, затонувшие во
время Великой Отечественной войны.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Вы познакомились в общих чертах с тем, какую роль
играет в судостроении архимедова сила. Плавучесть,
остойчивость, непотопляемость — эти важнейшие качества
судна основаны на архимедовой силе; существенное
значение она имеет и при подъеме затонувших судов.
Постройка судна еще не закончена, а архимедова сила
уже должна быть учтена. В самом деле: на воду спускают
лишь готовый корпус, установку же главного двигателя,
оборудования, а также достройку судна производят
на воде. Спускают судно обычно кормой вперед. Когда
корма входит в воду, архимедова сила заставляет ее
всплывать, носовая же часть еще находится на наклонных
спусковых путях стапеля. Если архимедова сила
окажется слишком большой, нос может упереться в
спусковые пути настолько сильно, что корпус получит
серьезные повреждения. Если же она будет слишком малой,
корма уйдет иод воду. Как видите, архимедову силу
приходится рассчитывать с самого начала жизни судна на воде.
Расчеты плавучести, остойчивости, непотопляемости
разработаны теперь очень полно и для судостроителей
больших трудностей не представляют. Но эти качества
108