ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
Кривоносов Л.   Какими бывают корабли


очень важный для народного хозяйства вопрос о подъеме и восстановлении большого числа затонувших судов. На дне Камы лежало около ста судов, на дне Черного моря — около 350. Немало гражданских и военных судов погибло в Балтийском море и на многих реках. Для массового подъема судов была создана специальная судоподъемная организация, сокращенно названная ЭПРОН (экспедиция подводных работ особого назначения).

За первые десять лет своей работы ЭПРОН поднял со дна 110 судов, из которых 76 были восстановлены и вновь вошли в строй, а остальные общим весом 130000 кн пошли на ценный тогда металлолом.

В 1854 году во время Севастопольской обороны в Балаклавскую бухту пришел английский деревянный паровой фрегат «Черный нринц», доставивший золото для выплаты жалования английским войскам, осаждавшим Севастополь. При подходе к Балаклаве фрегат был застигнут сильнейшим штормом, от которого погибли многие корабли неприятельского союзнического флота. Затонул и «Черный принц». После войны распространился слух, что «Черный принц» не успел выгрузить свой ценный груз. Русское правительство решило завладеть золотом, лежавшим на дне Балаклавской бухты. Начались многократные попытки отыскать место гибели фрегата. Эти попытки не дали результата. Тогда отыскание «Черного принца» стали поручать иностранным судоподъемным фирмам. Но и иностранные водолазы не отыскали корабля. В 1923 году в Советской республике вспомнили о «Черном принце» и его отыскание было поручено ЭПГОНу. Вскоре после начала работ «Черный принц» был найден. Водолазы ЭПРОНа обследовали все его помещения, но, кроме нескольких золотых монет, никакого золота не обнаружили. По-видимому, золото успели выгрузить до гибели корабля. Этим был положен конец легенде о золоте «Черного принца».

В последующие годы ЭПРОН поднял многие гражданские и военные суда. Так, в 1924 году со дна Черного моря была поднята русская подводная лодка «Пеликан», в 1925 году — нефтеналивной теплоход «Эльбрус» (подъем которого был описан ранее), тральщик «Перванш», эскадренный миноносец «Каликрия» и целый ряд других судов. В 1931 году ЭПРОН поднял со дна броневые ар- тиллерийские башни русского линейного корабля «Императрица Мария», погибшего в 1916 году у Севастополя



107

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2023
след.