судна приходится увязывать с другими, которыми судно
должно обладать: ходкостью (способностью ходить с
заданной скоростью), поворотливостью, умеренной качкой,
прочностью. Построить судно, обладающее всеми желаемыми
качествами в полной мере, сложно, так как эти качества
часто противоречивы.
Так, например, мы знаем — судно более остойчиво,
когда его ширина достаточно большая, а центр тяжести
расположен низко. Но увеличение ширины судна, влечет
за собой увеличение его сопротивления на ходу,
встречаемое со стороны воды, а увеличение сопротивления
уменьшает скорость хода или требует установки более мощных,
более тяжелых двигателей и большего расхода топлива,
а следовательно, и увеличения водоизмещения. Чем ниже
расположен центр тяжести, тем стремительней качка
судна; стремительная качка расшатывает конструкцию
корпуса и механизмов и делает плавание утомительным
для пассажиров и экипажа.
Другой пример. Безопасное накренение судна на большие
углы и большой запас плавучести требуют высокого
водонепроницаемого надводного борта. Но более высокий
надводный борт увеличивает площадь боковой поверхности,
или, как говорят, парусность судна. От этого кренящий
момент при боковом ветре становится больше и, кроме
того, становится более заметным снос судна с курса.
К тому же высокий надводный борт увеличивает весовое
водоизмещение и повышает центр тяжести корпуса.
Поэтому судостроителю приходится искать некоторое
среднее решение, учитывая возможные состояния моря,
погоду района плавания судна. Этим и объясняется
большое разнообразие в размерах, обводах, конструкции
и архитектуре судов.
Прежде чем окончательно остановиться на типе судна
и его главных элементах, судостроителю приходится
изучить целый ряд вариантов выбрать из них тот, который
более всего удовлетворяет требованиям.
При создании судна необходимо учитывать не только
техническую, но и экономическую сторону. Постройка
судна должна быть экономичной, а всякое транспортное
или промысловое судно — рентабельным, т. е. приносящим
доход. Это также является задачей судостроителей.
Как видим, на пути создания судна стоят очень многие
разнообразные, сложные задачи и каждая из них для
правильного решения требует больших знаний.
109