стя сорок минут после взрыва мины отдал команду
оставить корабль. Выбросили за борт орудийные затворы,
привели в негодность радиостанцию, и, когда все покинули
крейсер, один из миноносцев пустил по нему торпеду.
Торпеда попала в кормовой артиллерийский погреб
правого борта. От взрыва корабль вздрогнул, выпрямился
и быстро погрузился настолько, что над водой остались
лишь мачты, дымовые трубы, верхний ходовой мостик
и часть орудий. Следовавший за «Меджидие» крейсер
«Гамидие» после взрыва мины застопорил машины и,
опасаясь подорваться, дал ход назад. Вскоре все корабли
отряда развернулись и ушли в Босфор. Операция была сорвана.
Получив 4 апреля извещение о затоплении неприятельского
крейсера, русское командование распорядилось осмотреть
его, и после первого беглого осмотра было решено
поднять «Меджидие». Последующий осмотр корабля
показал, что в носовой подводной части имеется пробоина
размерами 1,83х2,13 м и вокруг нее большая вмятина
в обшивке; кромки пробоины загнуты внутрь. В кормовой
части обнаружена пробоина в правом борту размерами
3,66х6,1 м, в некоторых местах листы обшивки разошлись,
образуя многочисленные трещины. Негодными
оказались 22 листа обшивки правого борта и 18 — левого.
Набор (конструкция) корпуса и второго дна в районе
пробоины разрушены; разрушение получили и многие
водонепроницаемые переборки. В некоторых местах
верхняя палуба была погнута, а в районе кормовой пробоины
совершенно разрушена. Многочисленные повреждения
имели котельное и машинное отделения. Сильно
пострадали и корабельные системы: водоотливная, пожарная,
санитарная и др. Подсчеты показали, что корабль принял
111 т воды.
В тот же день, 4 апреля, к затопленному кораблю подошли
русские минные тральщики и начали его разгрузку,
а затем и траление района предстоящих работ. Тем
временем готовили суда, которым предстояло произвести
подъем «Меджидие». Через две недели к месту работ
подошли буксиры с баржами, ледокол с подъемным краном,
катер и три водолазных бота. Работу начали с того, что
с «Меджидие» водолазы сняли артиллерийские орудия.
Затем деревянными толстыми досками надстроили
разрушенную часть борта. Чтобы оградить место работы от
волн и ветра, бортом к крейсеру поставили на якоря
104