но изготовленного дорогого оборудования и приспособлений,
несмотря на близость неприятельского флота и
заминированных полей, произвели в 1915 году подъем и не
менее сложную буксировку турецкого крейсера «Меджидие»,
подорвавшегося на русских минах вблизи Одессы.
Шла первая империалистическая война 1914—1918 гг.
В марте 1915 года корабли Черноморского флота
бомбардировали Босфор и турецкое побережье. В ответ отряд
германо-турецкого флота был послан произвести
бомбардировку Одессы. Бомбардировка Одессы, по замыслу
германо-турецкого командования, должна была показать
России, что турецкий флот может свободно крейсеровать по
Черному морю и что поэтому судоходство между Одессой
и другими портами черноморского побережья невозможно.
Для этой операции выделили два турецких крейсера
«Меджидие» и «Гамидие», а для их охранения четыре
эскадренных миноносца. Прикрытие отряда на случай
появления русских кораблей было возложено на германские
крейсера «Гебен» и «Бреслау».
Первого апреля отряд вышел из Босфора. Туркам было
известно, что в 16 км от Одессы русскими поставлено
минное заграждение. Поэтому при подходе отряда к Одессе
миноносцам, шедшим головными, было приказано начать
траление мин. На рассвете 3 апреля выяснилось, что
отряд снесен с курса течением и находится в 28 км от
Одесского маяка. Вскоре после того, как отряд лег на
новый курс, «Меджидие», несмотря на то что шел точно за
тралом, наткнулся на мину, которая взорвалась с левого
борта в районе носовой кочегарки. Застопорили машины,
но по инерции крейсер продолжал двигаться и, сойдя
с фарватера, оказался на мелководье. Нос «Меджидие»
стал быстро уходить под воду, корабль, набрав воды,
накренился на левый борт на 10°. Сыграли водяную тревогу.
Задраили все люки нижней палубы и двери всех
водонепроницаемых переборок. Переговорные трубы, по
которым вода из затопленных носовых помещений стала
распространяться по кораблю, забили пробками. Заработали
все водоотливные помпы, но пробоина была настолько
велика, что справиться с втекающей водой им не удавалось,
ц носовая часть корабля продолжала уходить под воду.
Увеличивался и креп. Вскоре под воду ушел весь бак,
фальшборт (легкая бортовая обшивка, возвышающаяся
над палубой) и носовое орудие левого борта. Командир
«Меджидие» счел положение корабля безнадежным испу-
103