выпрямление крейсера, что изменило крен с 90° до 67°.
Потом приступили к окончательному выпрямлению. Но
при попытке дальнейшего изменения крена оказалось, что
восстанавливающий момент, создаваемый осушением
цилиндров и натяжением тросов с треног, недостаточен.
Установили еще два цилиндра, а число помп, откачивавших
во время выпрямления воду из корабля, значительно
увеличили. Кроме того, на боковой киль левого борта,
возвышавшийся над водой, уложили 200 т свинцовых чушек,
которые по мере выпрямления крейсера сваливались бы
в воду. Возникло опасение, что вода, находившаяся в
корпусе, при выпрямлении хлынет к левому борту и
«Гладиатор» опрокинется с правого борта на левый. Ввиду
этого по диаметральной плоскости корабля водолазы
установили водонепроницаемую переборку. Для того чтобы
было возможно откачивать воду после того, как судно
будет выпрямлено, вокруг люков- на палубе были
установлены водонепроницаемые стенки коффердама, которые
после выпрямления судна должны были возвышаться над
уровнем воды. Когда все было готово, все устройства по
команде пришли в действие: заработали помпы, из цилиндров
стала выходить вода, а вспомогательные суда с тросами
от гиней дали полный ход назад. Работа шла слаженно,
устройства оказались достаточно прочными, расчеты
верными, и «Гладиатор» стал медленно, но без задержек
выпрямляться. Водолазы заделали все отверстия на палубе,
и из коффердама была откачана вода. «Гладиатор»
всплыл, но стремился опять повалиться на правый борт.
Поэтому с одного из спасательных судов на крейсер завели
трос, которым крейсер удерживался в прямом положении.
В таком состоянии корабль был отбуксирован в
Портсмут и там введен в док для ремонта.
Работы по подъему «Гладиатора» производились в
мирное время, в непосредственной близости от берега,
где любую техническую помощь можно было быстро
получить от близлежащего порта с хорошо оборудованными
мастерскими. Эти работы потребовали постройки семи
специальных дорогостоящих цилиндров-понтонов,
четырнадцати литых кнехтов и другого оборудования.
Невольно напрашивается сравнение с работой русских
моряков и водолазов но подъему турецкого крейсера
«Меджидие».
С большим умением и мужеством русские моряки
и водолазы очень быстро, без больших затрат и специаль-
102