ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
Кривоносов Л.   Какими бывают корабли


о непотопляемости металлических судов путем разделения корпуса водонепроницаемыми переборками на отсеки. Четкое же определение непотопляемости в 1875 году впервые дал адмирал С. О. Макаров. Он настаивал на необходимости делить корпус корабля на отсеки. Однако вопросом непотопляемости судостроители серьезно занялись лишь после гибели в 1912 году от столкновения с айсбергом трансатлантика «Титаник».

Установка на судне мощного водоотливного средства была осуществлена лишь в 1874 году на броненосце «Новгород». Строитель «Новгорода» вице-адмирал А. А. Попов впервые в истории кораблестроения установил на корабле водоотливную систему с паровым насосом.

Непотопляемость потребовалась боевым кораблям, когда для их постройки вместо дерева стали применять железо. Во времена парусного флота артиллерия стреляла главным образом по рангоуту (мачты, стеньги, реи и т. п.) и парусам, чтобы лишить неприятельский корабль хода или чтобы вызвать на нем пожар. Разрушительное действие артиллерии тех времен было невелико, и пробоины в подводной части корпуса редки и незначительны. Бороться с ними было нетрудно.

После Синопского сражения (18 ноября 1853 года), в котором адмирал Нахимов уничтожил турецкий флот, сперва Россия, а за ней и другие страны стали строить крупные паровые корабли из железа. В 1867 году появились артиллерийские орудия с винтовой нарезкой в стволе и удлиненные снаряды большой пробивной силы.

Целью артиллерии теперь стали не мачты и паруса, а подводная часть металлического корпуса. Размеры пробоин увеличились, борьба с ними осложнилась. Тогда-то и возникла острая необходимость обезопасить корабли от затопления, придав им непотопляемость.

Первым, поднявшим вопрос о непотопляемости кораблей, был 22-летний мичман русского флота Степан Осипович Макаров, впоследствии ставший вице-адмиралом, много сделавшим для поднятия мощи русского флота.

В 1869 году во время учебного плавания в Финском заливе броненосная лодка «Русалка» водоизмещением 1900 Т, только что спущенная на воду, маневрируя в шхерах, напоролась на риф, получив небольшую пробоину, стала наполняться водой. Команда, не имея необходимых средств и навыков, не могла прекратить доступ воды в лодку. Лодка затонула бы, если бы не села на мель.



53

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2023
след.