о непотопляемости металлических судов путем
разделения корпуса водонепроницаемыми переборками на
отсеки. Четкое же определение непотопляемости в 1875 году
впервые дал адмирал С. О. Макаров. Он настаивал на
необходимости делить корпус корабля на отсеки. Однако
вопросом непотопляемости судостроители серьезно
занялись лишь после гибели в 1912 году от столкновения
с айсбергом трансатлантика «Титаник».
Установка на судне мощного водоотливного средства
была осуществлена лишь в 1874 году на броненосце
«Новгород». Строитель «Новгорода» вице-адмирал
А. А. Попов впервые в истории кораблестроения
установил на корабле водоотливную систему с паровым насосом.
Непотопляемость потребовалась боевым кораблям,
когда для их постройки вместо дерева стали применять
железо. Во времена парусного флота артиллерия стреляла
главным образом по рангоуту (мачты, стеньги, реи и т. п.)
и парусам, чтобы лишить неприятельский корабль хода
или чтобы вызвать на нем пожар. Разрушительное
действие артиллерии тех времен было невелико, и пробоины
в подводной части корпуса редки и незначительны.
Бороться с ними было нетрудно.
После Синопского сражения (18 ноября 1853 года),
в котором адмирал Нахимов уничтожил турецкий флот,
сперва Россия, а за ней и другие страны стали строить
крупные паровые корабли из железа. В 1867 году появились
артиллерийские орудия с винтовой нарезкой в стволе
и удлиненные снаряды большой пробивной силы.
Целью артиллерии теперь стали не мачты и паруса, а
подводная часть металлического корпуса. Размеры
пробоин увеличились, борьба с ними осложнилась. Тогда-то
и возникла острая необходимость обезопасить корабли
от затопления, придав им непотопляемость.
Первым, поднявшим вопрос о непотопляемости кораблей,
был 22-летний мичман русского флота Степан Осипович
Макаров, впоследствии ставший вице-адмиралом,
много сделавшим для поднятия мощи русского флота.
В 1869 году во время учебного плавания в Финском
заливе броненосная лодка «Русалка» водоизмещением
1900 Т, только что спущенная на воду, маневрируя
в шхерах, напоролась на риф, получив небольшую
пробоину, стала наполняться водой. Команда, не имея
необходимых средств и навыков, не могла прекратить доступ
воды в лодку. Лодка затонула бы, если бы не села на мель.
53