Этот случай заставил мичмана С. О. Макарова задуматься
над непотопляемостью кораблей. В результате
изучения этого вопроса С. О. Макаров внес серьезное
предложение по совершенствованию конструкций кораблей
и устройству водоотливной системы. Он предложил
укладывать вдоль днища по всей длине корпуса два
трубопровода с ответвлениями во все отсеки междудонного
пространства, соединенные с водоотливной помпой и
снабженные устройством, показывающим, сколько и в каком
отсеке находится воды. Он указал также на необходимость
иметь на кораблях пластыри, которыми можно было бы
закрывать пробоины.
Основная же идея С. О. Макарова заключалась в том,
чтобы выравнивать корабль, заполняя водой отсеки,
противоположные поврежденным. Эта идея в те годы
казалась несуразной и оставалась похороненной в пыльных
архивах морского министерства.
Во время русско-японской войны С. О. Макаров
командовал русским флотом в чине вице-адмирала. Он погиб
на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся в апреле
1904 года на японской мине. Лишь за год до этого
подполковник Алексей Николаевич Крылов, впоследствии
ставший академиком, представил в морской технический
комитет «секретную записку» с первыми в мире составленными
им таблицами непотопляемости. То были таблицы
непотопляемости для броненосца «Петропавловск». После
русско-японской войны такие таблицы были введены на
всех боевых кораблях русского флота.
53