ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
Кривоносов Л.   Какими бывают корабли


В XIV—XV веках в России, в Холмогорах, у устья Северной Двины строились маленькие плоскодонные мореходные парусные суда, называвшиеся шитиками (рис. 20). Доски, из которых состояла их обшивка, вдоль пазов сшивались ремнями или мочалой. Для создания водонепроницаемости шитиков пазы конопатили мхом или пенькой. Шитик длиной до 15 м вмещал 10 человек и от 7 до 30 т груза. И на таких судах купцы уходили далеко в море.

Много времени прошло, пока перед постройкой судов стали составлять полноценные проекты. Еще в XVIII веке постройку даже крупных военных кораблей во всех странах вели на глаз.

Впервые практически использовал закон Архимеда в 1666 году английский судостроитель Антони Дин, у которого спустя 32 года учился Петр I. Он вычислил водоизмещение корабля «Руперт» и до его спуска на воду впервые в истории судостроения определил будущую грузовую ватерлинию. Это позволило Дину вырезать в бортах пушечные порты (отверстия для установки пушек), пока корабль стоял на стапеле. Тогда это казалось почти чудом, и на спуск корабля приехал сам король со свитой. Однако не сразу после этого прием, примененный Дином, получил распространение; еще долгие годы, прежде чем прорезать пушечные порты, корабль спускали на воду, нагружали его всеми грузами, какие ему положено было нести, и только после этого намечали и прорезали порты.

В те времена вычисления криволинейного объема судового корпуса представляло собой чрезвычайно трудоемкую работу. Лишь в середине XVIII века петербургские академики Л. Эйлер и Д. Бернулли дали метод вычисления плавучести судна по чертежу его обводов. Однако расчеты отнимали много времени даже у судостроителей XIX вела, так как тогда не было ни счетных машин, ни счетных (логарифмических) линеек. А все вычисления производились с точностью, которая была совершенно лишней. Поэтому большая часть труда тратилась впустую.

К середине XIX века в России было выпущено всего 34 книги по судостроению. Одна из первых книг по проектированию кораблей в России вышла в 1836 году. Ее автором был известный русский кораблестроитель, ученый М. М. Окунев. В 1865 году в большой научной работе «Теория и практика судостроения» М. М. Окунев упоминает о достижении «безопасности от потопления», т.е.



52

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2023
след.