«Рюрик», шедший со скоростью 15 узлов (около 28 км/ч),
по инерции продолжая идти, развернулся носом влево.
На корабле пробили водяную тревогу (сигнал для вызова
экипажа на места боевого расписания), и экипаж разбежался
по своим местам.
Прежде всего надо было выяснить, насколько велики
повреждения в носовом отсеке. В отсек спустились
старший офицер (старший помощник командира корабля)
и трюмный инженер-механик (офицер, ведующий водоотливной,
пожарной и другими системами корабля). Перед ними
предстала ужасная картина разрушения: киль
и нижняя часть бортов на участке от форштевня до
второй носовой переборки отсутствовали. Было приказано
приступить к установке подпорок для укрепления всех
носовых переборок, оставшихся неповрежденными. Надо
было проверить, нет ли повреждений в других частях
корабля, и трюмный инженер-механик поспешил к своему
командному трюмному посту. Запросив по телефону
прежде всего машинное отделение и подучив донесение,
что там все в порядке, он связался с носовой подачей
(помещение механизма, подающего снаряды из погреба к
носовым орудиям). Там вода уже проникала на броневую
палубу через отверстие разобранной для ремонта помпы.
Трубу помпы и все трубы вентиляторов забили деревянными
пробками. Далее трюмный инженер-механик осмотрел
носовую часть жилой палубы. Силой взрыва здесь
оказалась сорванной крышка люка, через который могла
бы проникнуть вода в случае погружения носа. Пришлось
ставить подпоры на крышку люка и задраивать двери
в водонепроницаемых переборках. Опасаясь распространения
воды в носовое котельное отделение, что могло бы
потребовать загасить огонь в котлах, трюмный
инженер-механик распорядился поднять пар во всех котлах
корабля. Обследовав затем люки в шкиперских (кладовых,
в которых хранятся якорные цепи, тросы, флаги, блоки
и т. п.), через которые уже стала проникать вода, он
приказал и на их крышки поставить подпоры. В это время
донесли, что через переборку перед отделением шпилевой
машины (вертикального ворота для подъема якоря) стала
просачиваться вода. Переборку пришлось дополнительно
подкреплять, чтобы ее швы не разошлись. Часть газов
от взрыва мины, скопившихся в носу, успела
распространиться во многие носовые отделения, и люди, работавшие
там, стали терять сознание. Сознание потерял и трюмный
39