имея крен 25—30°. К счастью, человеческих жертв не было.
Впоследствии специальная комиссия выяснила причину
крена. Оказалось, что, когда крейсер стоял в доке, один
из паровых котлов правого борта держали для различных
надобностей все время под парами, расходуя на это уголь
и пресную воду из бункеров и цистерн правого борта.
В то же время уголь и вода, хранившиеся у левого борта,
оставались нетронутыми; всплыв, крейсер оказался
загруженным несимметрично, отчего и накренился влево.
Операции по спасению затонувшего судна были несложны:
завели на свое место батопорт, выкачали из дока
воду, выровняли нагрузку судна, задраили лац-порты,
вновь напустили в док воду, и судно, всплыв на этот раз в
вертикальном положении, благополучно было выведено на чистую воду.
ПРИМЕР БОРЬБЫ ЗА СОХРАНЕНИЕ ПЛАВУЧЕСТИ
К счастью, моряки, как правило, хорошо знают свое
дело, не теряются в трудные минуты, спокойно и мужественно
борются за сохранение своего корабля и спасают
его порой от, казалось бы, неизбежной гибели. История
русского и советского флота особенно богата примерами
поразительного хладнокровия, умения, смелости,
расторопности и героического поведения экипажей, отдающих
свою жизнь в борьбе с опасностью, грозящей кораблю.
Вот один из таких примеров, рисующих не только
самоотверженность русских моряков, но и умелое
использование средств сохранения плавучести и
непотопляемости, нарушенных при тяжелой аварии,
грозившей в случае растерянности экипажа затоплением корабля.
В первых числах ноября 1916 года отряд русских кораблей,
состоявший из броненосных крейсеров «Рюрик»
и «Баян», линейного корабля «Андрей Первозванный»
и четырех миноносцев, составлявших охранение линкора,
шел из Свеаборга в Кронштадт. Головным шел «Рюрик».
В 9 ч 15 мин вечера почти под форштевнем (носовое
продолжение киля, поднимающееся почти вертикально до
палубы) «Рюрика» раздался сильный взрыв, и два столба
воды с обоих бортов взметнулись до высоты верхнего
ходового мостика (основного поста управления кораблем на
ходу). В машину с мостика пошла команда «стоп», но
38