Для окраски подводной части корпуса пароход был
введен в док (прибрежное или плавучее ящикообразное
сооружение, заполняемое водой и осушаемое; служит для
ремонта, окраски и т. п. работ в подводной части корпуса)
крупного Либавского (ныне Лиепайского) порта. Поскольку
судно стояло в доке, было решено одновременно с окраской
корпуса, окрасить и бункера (на гражданских судах
угольные ямы называют бункерами). Пароход был
пассажирским, и погрузка угля через горловины в палубе
причиняла бы пассажирам беспокойство и загрязняла бы
палубу угольной пылью, поэтому на «Виктории-Луизе»
для погрузки угля в бортах против бункеров на метр
ниже палубы и немного выше грузовой ватерлинии были
сделаны лац-порты (большие прямоугольные,
водонепроницаемо-задраиваемые вырезы). При окраске
бункеров для их быстрейшей просушки лац-порты держали открытыми.
Когда окраска подводной части корпуса была закончена,
решили, чтобы напрасно не занимать дока, вывести
судно на воду и остальные работы выполнить на плаву.
В док начали напускать воду, убрали батопорт (переднюю
плавучую стенку дока, отделяющую камеру дока от
моря), и судно, отделившись от киль-блоков (подкладок
под килем), всплыло, но тут же внезапно накренилось на
левый борт на 5—6°. При этом угле крена лац-порты, по
недосмотру главного инженера порта и командира крейсера
оставшиеся открытыми, черпнули воду и бункера
левого борта оказались залитыми. Если бы судно стояло
на свободной воде, то после накренения, совершив два-три
колебания, оно остановилось бы с креном вдвое меньшим
первоначального. При крене же в 2,5—3° нижняя
кромка лац-портов находилась бы выше уровня воды. Но
случилось другое. Одну из распорок правого борта,
удерживавших судно в прямом положении в доке, вовремя
убрать матросы не успели. Когда судно кренилось на
левый борт, распорка, оказавшаяся свободной, соскользнув
вниз, уперлась одним концом в стенку дока, другим —
в борт судна и не давала «Кубани» спрямиться после первого
накренения. Поэтому через лац-порты левого борта
вода продолжала поступать в бункера, оттуда она перетекла
в котельное, а затем и в машинное отделение левого
борта. Крен все возрастал, и, наконец, крейсер лег верхней
кромкой борта на стенку дока, затем оперся днищем
на киль-блоки и, соскользнув с них, лег боковым килем
на дно дока. Таким образом крейсер «затонул» в доке,
37