ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
Кривоносов Л.   Какими бывают корабли


Для окраски подводной части корпуса пароход был введен в док (прибрежное или плавучее ящикообразное сооружение, заполняемое водой и осушаемое; служит для ремонта, окраски и т. п. работ в подводной части корпуса) крупного Либавского (ныне Лиепайского) порта. Поскольку судно стояло в доке, было решено одновременно с окраской корпуса, окрасить и бункера (на гражданских судах угольные ямы называют бункерами). Пароход был пассажирским, и погрузка угля через горловины в палубе причиняла бы пассажирам беспокойство и загрязняла бы палубу угольной пылью, поэтому на «Виктории-Луизе» для погрузки угля в бортах против бункеров на метр ниже палубы и немного выше грузовой ватерлинии были сделаны лац-порты (большие прямоугольные, водонепроницаемо-задраиваемые вырезы). При окраске бункеров для их быстрейшей просушки лац-порты держали открытыми. Когда окраска подводной части корпуса была закончена, решили, чтобы напрасно не занимать дока, вывести судно на воду и остальные работы выполнить на плаву.

В док начали напускать воду, убрали батопорт (переднюю плавучую стенку дока, отделяющую камеру дока от моря), и судно, отделившись от киль-блоков (подкладок под килем), всплыло, но тут же внезапно накренилось на левый борт на 5—6°. При этом угле крена лац-порты, по недосмотру главного инженера порта и командира крейсера оставшиеся открытыми, черпнули воду и бункера левого борта оказались залитыми. Если бы судно стояло на свободной воде, то после накренения, совершив два-три колебания, оно остановилось бы с креном вдвое меньшим первоначального. При крене же в 2,5—3° нижняя кромка лац-портов находилась бы выше уровня воды. Но случилось другое. Одну из распорок правого борта, удерживавших судно в прямом положении в доке, вовремя убрать матросы не успели. Когда судно кренилось на левый борт, распорка, оказавшаяся свободной, соскользнув вниз, уперлась одним концом в стенку дока, другим — в борт судна и не давала «Кубани» спрямиться после первого накренения. Поэтому через лац-порты левого борта вода продолжала поступать в бункера, оттуда она перетекла в котельное, а затем и в машинное отделение левого борта. Крен все возрастал, и, наконец, крейсер лег верхней кромкой борта на стенку дока, затем оперся днищем на киль-блоки и, соскользнув с них, лег боковым килем на дно дока. Таким образом крейсер «затонул» в доке,



37

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2023
след.