соте с ватерлинией судна, на ней ставят буквы Р и С,
обозначающие, что грузовая марка нанесена по Правилам
Регистра СССР.
Для быстрого определения глубины погружения судна
на носу и корме ставят «марки углубления», которые
представляют собой ряд римских или арабских цифр,
расположенных по вертикали, указывающих углубление от
киля до данной марки.
Все отверстия, в том числе и иллюминаторы, расположенные
над грузовой ватерлинией, делают
водонепроницаемо-задраиваемыми. На уровне предельной осадки,
при которой судно еще сохраняет свою плавучесть, делают
водонепроницаемую палубу, простирающуюся по всей
длине корпуса. Отверстия в этой палубе, например люки,
имеют водонепроницаемо-закрывающиеся крышки, чтобы
не допустить проникновения воды в корпус через палубу,
например в сильный шторм, когда волны обрушиваются
на палубу через борт. Водонепроницаемый объем
корпуса, заключенный между грузовой ватерлинией и
водонепроницаемой палубой, носит название запаса
плавучести. Этот объем на сухогрузных судах составляет
обычно 25—50% водоизмещения, на наливных—10—25%,
а на океанских пассажирских судах — лайнерах запас
плавучести доходит до 200%. Пока водонепроницаемая
палуба остается над водой, судно сохраняет свою плавучесть.
Казалось бы каждому, кто хоть немного знаком с
условиями жизни судна, совершенно ясно первостепенное
значение запаса плавучести и тщательное его сохранение.
И все-таки случаи аварий и гибели судов из-за недооценки
запаса плавучести или из-за небрежного отношения к нему многочисленны.
Вот один из таких случаев. В начале XX века кораблестроение
в России было еще настолько слабо развито, что
русское правительство, нуждаясь в боевых кораблях,
часто покупало за границей суда торгового флота, с тем
чтобы, вооружив, вводить их в строй в качестве боевых кораблей.
Так было и с довольно старым к тому времени германским
пассажирским пароходом «Виктория-Лунза».
В 1904 году русское правительство купило этот пароход,
с тем чтобы, установив мелкокалиберные пушки,
подремонтировав и переименовав в «Кубань», превратить его
в боевой крейсер.
36